Конечно, игра не состоялась … этот инцидент не прошел бесследно в воспитательном отношении. Дети перестали относится к своей учительнице с глубоким доверием, как это было раньше. … дети вообще стали с предубеждением относиться к предложениям взрослых организовать в форме игры какое-либо дело, с недоверием спрашивали: «Опять обязательно играть?»
Сам по себе замысел игры мог бы вполне соответствовать интересам и желаниям детей, если бы предварительно эта игра была бы обсуждена во всех деталях, найдены были бы те моменты и ситуации, которые привлекают детей. Однако учительница не подумала о том, что игра — эта такая интимная деятельность ребенка, в которую нельзя вносить ни малейшего внешнего принуждения. Так попытка превратить игру из косвенного средства в «лобовой» прием привела к невозможности самого игрового действия, и к недоверию педагогу.
Учитель Г.Д. Шепелева в Семеновской начальной школе Островского района Костромской области. Она широко применяла на уроках игровые элементы. Так, у первоклассников проводилась такая игра: дети вставали в круг, водящий бросал мяч товарищу и называл первый слог какого-нибудь слова. Товарищ бросал мяч обратно, добавлял второй слог. Это помогало учащимся усвоить материал по разделению слов на слоги. Широко использовались в игре скороговорки типа «Шапкой Мише шишки сбили», «В живом уголке жили ежи и ужи» и другие, благодаря чему первоклассники лучше овладевали правописанием слогов «жи» и «ши».
На примере этого опыта видно как можно использовать игру с мячом в дидактических целях.
Рассмотрим еще один опыт учителя применения игры в образовательном процессе.
В середине урока русского языка учитель энергично и собрано предлагает: «А сейчас все встаньте!» Ученики встают, и учитель продолжает: «И помашите руками». При этом он машет сам, а вслед за ним и ученики, многие из которых делают это с явным удовольствием.
Учитель: «А теперь машите руками так, чтобы было понятно, в кого вы превратились: в орла, в комара, воробья или курицу». Все ученики с удовольствием начинают развлекаться превращениями. А потом в своей тетради каждый ученик записывает названия предложенных учителем летающих существ, но, кроме того, - в кого превратился сам, и записанное изменяет по падежам.
Закончив эту работу, ученики по просьбе учителя начинают выяснять правильность склонения (выигрыша-проигрыша), подходя к тем, кто превращался в просклоненные им существа, и в случае необходимости вносят исправления.
На примере этого опыта видно, что ученики с удовольствием совершают во время урока предлагаемые им действия, цели которого не оглашены. Особенно если эти действия связаны с двигательной активностью и по содержанию неожиданны. Даже когда ученики начинают разгадывать дидактический смысл совершаемых действий, это уже не вредит, а наоборот, укрепляет игровую атмосферу деловыми связками.
В бурятской школе №73 педагог Тамара Пакулова использовала интересный игровой прием для подготовке к контрольному диктанту.
«… И вот я раздала одинаковые листочки, продиктовала диктант, а потом предложила аккуратно сложить эти листочки вдоль и разорвать на две части. Первая часть осталась у детей, а вторую я перемешала и вернула им. Каждому попалась половинка из другой группы, то есть в группе из четырех человек не было ни одной своей второй половинки.
Все читают первое предложение до точки, советуются, как писать то или иное слово или словосочетание. В каждой группе находится ученик, который точно знает нужное правило или знает, как найти его в учебнике. В особо трудных случаях обращаются ко мне: я называю только номер орфограммы, ответы они ищут сами и записывают их в контрольную тетрадь…
Статьи по теме:
Заучивание стихов наизусть как прием приобщения детей к чтению
Рекомендации по заучиванию стихов наизусть стали давать еще в XVIII в. (И.И. Бецкой), и до сих пор этот процесс и методика его проведения, требующие постоянного внимания и совершенствования, интересны педагогам, психологам, практическим работникам. Например, формы разучивания стихотворений, предлож ...
История и классификация методов и приемов обучения литературе
Сложившиеся классификации методов и приемов обучения литературе имеют интересную историю. Ф.И. Буслаев выдвинул положение о специфике метода в школьном преподавании: «Надобно отличать ученую методу от учебной. Ученый, излагая науку, увлекается только ею одной, не обращая никакого внимания на личнос ...
Диагностика уровня восприятия музыки как художественного явления
Методика "Диалог с миром". В ходе этой методики определялась способность школьников к осуществлению вневременного диалога с композиторами и музыкальными исполнителями разных эпох и времен. Как уже было указано выше в тексте, поле человеческой культуры насквозь диалогично. Диалог - это: 1) ...