Так, например, предлагаю детям смастерить лошадку (или другие фигурки животных). Вариативность работ заключается в следующем: смастерить лошадку подскажет схема. Однако главное - фантазия, выдумка, уровень мастерства. Очень важны детали оформления, ведь именно они создают сказочный образ: выразительная линия хвоста может быть подчеркнута рядом приклеенных плетенок (тренировочные заготовки), а может быть просто собрать хвост в незатейливый пучок? Придумай своей лошадке красивую пышную гриву или озорную. Но слишком много украшений делать не следует. Однако создай свой образ.
Каркас туловища этой лошадки обложен плетенкой, а грива и хвост выполнены из соломенных петель разной длины. Соломка в них то блестит и переливается, то своей матовостью оттеняет золотистый глянец.
1. Соломенную ленту сложить так, чтобы получилась петля.
2. Соломенные петли настрочить на полоски бумаги, настрочив одну петлю, подложить другую и т.д. Закрепить прошивку еще двумя-тремя строчками.
3. Приклеить или пришить гриву.
Смысл занятия состоит в том, чтобы результат труда воплощал лучшее, на что способен ребенок. Успех греет душу и придает сил. Если уровень интеллектуального развития детей невысок, используется дидактический принцип "от конкретно-образного к абстрактному". Достаточно порой начать разговор так: "Давайте подумаем вместе…", "Помоги, подскажи, как будет лучше…", "Сопоставь, сравни и т.д. Набор приемов сравнение, аналогия иллюстраций, сопоставление, признание позитивного и негативного, рождение фантазий, нахождение необычного.
На уроках технологического труда большая часть времени отводится практическим работам. По их результатам судят об успехах всего занятия. Определяющим фактором выступает использование оптимальных форм организации практической деятельности учащихся. Практически в каждом классе можно вычленить по меньшей мере 3 уровня подготовленности учащихся: минимальный (удовлетворительное знание и владение умениями), общий (хорошее знание и владение умениями), продвинутый (повышенный, выходящий за рамки требований учебной программы). Эффективна работа в группе из учеников минимального и общего уровня, а при выполнении творческих заданий к хорошим результатам приводит объединение учащихся продвинутого и общего уровня. Индивидуальную форму организации труда применяю, как правило, в работе с сильными и слабыми учащимися, которые по темпам продвижения и результатам значительно отличаются от остальных. Конечно, при этом нелегко обеспечивать всех необходимым материалом, осуществлять контроль и текущий инструктаж во время занятий. Такие уроки требуют много времени на подготовку, но результат оправдывает все издержки.
Дифференциация и индивидуализация обучения немыслима без активного включения в учебный процесс элементов дизайна и декоративно-прикладного творчества. Почти в каждом классе есть такие дети, для которых по существу оказался единственный предмет, где они могут себя проявить и выразить, самоутвердиться именно как личность. У них повышается познавательный интерес, появляется самостоятельность и уверенность в своих силах, исчезает робость перед новыми видами деятельности, возникает желание делать любое дело хорошо, добротно, красиво. Все это говорит о личностном росте, трудовом и нравственном становлении, технологической компетентности учащихся.
Анализ опыта работы над формированием компетентности учащихся на уроках "Технологии"
Правильная организация занятий декоративной обработки соломы способствует развитию художественного вкуса, трудовой и творческой активности, усидчивости, коллективизма и ответственности, вооружает навыками преобразовательной деятельности, ориентации учащихся на профессии народных художественных промыслов.
В крестьянских семьях приемы традиционного ремесла передались из рук в руки т старших - к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время такая преемственность прервалась. Однако сейчас этот вид народного творчества переживает небывалый расцвет и разнообразные сувениры, шкатулки, корзинки восхищают и привлекают тем, что из обычной соломы можно создать такое великолепие (фото). Удивляют и возможности хрупкой соломки.
Поэтому в обучении декоративно-прикладным видам труда в новых социально-экономических условиях в качестве приоритетных могут быть следующие задачи:
сохранить традицию, приблизив к современности, восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного опыта, приобщить учащихся к богатому ремесленному наследию соломоплетения;
Статьи по теме:
Современные подходы к комплексному решению вопросов развития
изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста
На современном этапе развития дошкольной педагогики существует несколько методик обучения изобразительной деятельности. В нашем исследовании мы намерены рассмотреть некоторые из них. В ходе исследования Ветлугина Н.А. предложила использовать комплексный подход в обучении художественному творчеству ...
Метод рассказывания
На протяжении второй половины XX в. дети были практически лишены тех традиционных способов общения со взрослыми, которые существовали веками: исполнения колыбельных песен, слушания сказок, бывальщин и быличек, участия в земледельческих праздниках, хороводах, ярмарках. Меткое слово, смысл которого р ...
Решение вопроса воспитания толерантности в современных концепциях
воспитания ребенка
Последнее десятилетие привнесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Последние 10 лет ДОУ официально работали по 12 ...