Учитель начальных классов, преподающий основные предметы во время учебных занятий по русому языку и литературному чтению может работать над развитием фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, графо-моторных навыков.
Графо-моторные навыки развиваются в процессе работы с прописями, оформлении упражнений по русскому языку в рабочих тетрадях.
В качестве языковой разминки на уроке русского языка можно использовать игру «Поймай звук».
Таблица 2. Календарно-тематическое планирование логопедических занятий
№ недели |
Направления работы. | ||||||
Развитие речевого дыхания |
Развитие просодической стороны речи |
Развитие артикуляционного праксиса |
Развитие фонематических процессов |
Развитие языкового анализа и синтеза. |
Развитие Графомоторных навыков |
Развитие ВПФ | |
I |
Развитие длительного плавного выдоха. «Осенние листочки» |
Проговаривание слоговых рядов с ускорением. |
Артикуляционная гимнастика с использованием упражнений для губ и языка. Уточнение артикуляции свистящих звуков [с] – [с,] |
Работа с неречевыми звуками. Узнавание на слух: треск, журчание, щелканье, стук и т.д. |
Работа с неречевыми звуками. Узнавание, воспроизведение последовательности неречевых звуков. |
Повторе ние и отработка правильного начертания элементов букв. Рисование орнамента из элементов. |
Мышления |
II |
Развитие глубокого вдоха «Узнай овощ» |
Проговаривание многосложных слов с ускорением. |
Артикуляционная гимнастика с использованием упражнений для губ и языка Уточнение артикуляции свистящих звуков [з] – [з,] |
Сравнение неречевых звуков со звуками речи. Игра «Что на что похоже?» |
Определение наличия или отсутствия звука в слове. |
Повторение правильного начертания букв. |
Памяти |
III |
Развитие физиологического выдоха «Футбол». |
Проговаривание чистоговорок. |
Артикуляционная гимнастика с использованием упражнений для губ и языка Уточнение артикуляции звука [ц]. |
Различение звуков голоса. «Большиемаленькие». «Кто позвал?» |
Вычленение звука из начала или конца слова. |
Повторение правильного начертания букв. |
Зрительного внимания |
IV |
Пропевание гласных звуков с движениями. |
Проговаривание скороговорок. |
Артикуляционная гимнастика с использованием упражнений для губ и языка Уточнение артикуляции звука [ш]. |
Различение слов паронимов. |
Определение последовательности и количества звуков в слове. |
Отработка рационального соединения букв. |
Связной речи |
V |
Преодоление твердой атаки гласных. «Лесенка». |
Чтение ритмичных стихотворений. |
Артикуляционная гимнастика с использованием упражнений для губ и языка Уточнение артикуляции звука [ж]. |
Различение слов паронимов. |
Подбор слова к звуковой схеме. |
Работа над ритмичностью и плавностью письма. |
Мышления |
VI |
Развитие длительного плавного выдоха. «Осенние листочки» Повторение. |
Игра «Что это?» Отработка вопросительной интонации. |
Артикуляционная гимнастика с использованием упражнений для губ и языка Уточнение артикуляции звука [щ]. |
Формирование фонематических представлений свистящих звуков |
Группировка слов по звуковому составу. |
Работа над ритмичностью и плавностью письма. |
Памяти |
VII |
Развитие длительного выдоха «Пароходы». |
Чтение по ролям с подражанием героям детских произведений. |
Артикуляционная гимнастика с использованием упражнений для губ и языка Уточнение артикуляции звука [ч]. |
Формирование фонематических представлений шипящих звуков. звуков |
Определение положения звука в слове относительно других звуков. |
Списывание с печатного текста |
Зрительного внимания |
VIII |
Развитие физиологического выдоха «Футбол». |
Работа над ударением. |
Артикуляционная гимнастика с использованием упражнений для губ и языка. Сравнивание артикуляционных позиций звуков [ч] и [щ]. |
Игра «Поймай звук» с группой смешиваемых звуков. |
Слоговой анализ слов. «Длинныекороткие» |
Списывание с печатного текста |
Связной речи. |
IX |
Пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания. |
Разучивание и выразительное чтение стихотворений. |
Артикуляционная гимнастика с использованием упражнений для губ и языка. Сравнивание артикуляционных позиций звуков [ч] и [щ]. |
Подбор слов на заданный звук. |
Восстановление деформированного текста с пропущенными буквами. |
Письмо под диктовку. |
Слухового внимания. |
Статьи по теме:
Определение понятий комплексные и интегрированные занятия
«Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательной программы. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач: • сохранение здоровья ребёнка; • развитие базовых качеств ли ...
Рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения
родителей на уроках естественно-географического цикла
Исходя из изученного и представленного в данной работе теоретического материала и результатов диагностики, можно определить ряд рекомендаций для учителя по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уроках естественно-географического цикла. Повышение мотивации обучени ...
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных
отделениях
Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу. Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития, техничес ...