Методика работы социального педагога с семьей

Страница 3

При постановке диагноза, обработке информации удобно использовать таблицы. Это помогает систематизировать материал, сделать вывод (см. таблицу 1).

В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.

Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка.

Оценка физического, эмоционального и психического развития детей происходит по следующим критериям (Д.Г.Барнз):

отсутствие привязанности или сильное искажение связей такого рода;

серьезное отклонение в восприятии семьи как надежной базы, на основе которой дети могут приобретать новый опыт.

отсутствие или сильное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует и на которых формируется идентификация;

наличие дисфункциональных стилей борьбы со стрессом (агрессивность);

полное или частичное отсутствие взаимопонимания между родителями;

отсутствие необходимого или соответствующего возрасту жизненного опыта (теплота, игра, беседа);

отсутствие или избыток дисциплинарных методов.

После проведения диагностики можно приступать к осуществлению всех видов социально педагогической работы с семьей.

Образовательная составляющая включает в себя два направления: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. В связи с этим, деятельность социального работника предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:

педагогическая и социальная подготовка родителей к воспитанию будущих детей;

роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;

значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;

взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;

воспитание детей с учетом пола и возраста;

социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности на психику ребенка;

сущность самовоспитания и его организация, роль семьи в руководстве самовоспитанием;

поощрение и наказание в воспитании, наиболее распространенные ошибки родителей;

особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии и т. д.

Помощь в воспитании предполагает консультирование родителей, создание специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье. Родительский долг, любовь, ответственность, интерес входят в ту сферу семейной жизни, которая обеспечивает воспитательную функцию семьи. Если нарушены отношения в этой сфере, то социальному работнику следует оказать помощь в формировании нравственного сознания детей и родителей через бытовую требовательность, взаимную ответственность и уважение. Социальному работнику при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить более адекватные. Такая работа с семьей осуществляется на профилактическом и реабилитационном уровнях.

Профилактический уровень социально-педагогической деятельности с семьей реализуется в пропаганде ненасильственного воспитания, в повышении педагогической культуры родителей. Эффективность профилактической деятельности напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

Предвидя трудный разговор, социальный работник должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы. В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактичную форму для определения проблемы.

Успешной работе с семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным работником и клиентами, чему способствуют проведение тематических встреч, вечеров отдыха и др. В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело организуя общение детей и взрослых, социальный работник помогает им ощутить радость и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, возможно, данная семья не испытывала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Воспитательный и обучающий потенциал игровой деятельности
На значение игры в воспитательном процессе обращали специальное внимание классики советской педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. Н.К. Крупская писала: «Увязка воспитательного процесса с жизнью останется чисто формальной и не даст воспитательного эффекта. Чтобы получился этот воспитательный эффе ...

Психолого-педагогическое обоснование методических рекомендаций по коррекции дисграфии
Первые попытки применения знаков в коммуникативных целях, вероятно, имели место уже на ранних ступенях архаического мышления. Способность использовать знаки для передачи сообщения возникла в контексте выполнения магических действий и ритуалов и десятки тысячелетий находилась в своего рода зачаточно ...

Сущность понятий «знания», «умения», «навыки»
Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека как личности осуществляется в ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru