Перед родителями, которые предъявляют к ребенку завышенные требования, социальный работник должен постараться раскрыть как можно больше реальных достоинств ребенка. Таким образом, профилактический уровень работы с семьей в процессе помощи в воспитании и обучении предполагает разработку специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.
Психологическая помощь семье включает социально-психологическую поддержку и коррекцию.
Психологическая поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса. Поддержку семьям, испытывающим различные виды стресса, социальный работник может осуществить, если у него есть дополнительное психологическое образование, кроме того, эту работу могут выполнять психологи, психотерапевты.
Коррекция межличностных отношений происходит тогда, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. Это запугивание, оскорбление, унижение чести и достоинства, нарушение доверия. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. Отдельные данные (бытовые убийства, свидетельства социальных работников, медиков, педагогов, МВД) доказывают его возрастание. Остановимся подробнее на видах внутрисемейной жестокости.
Формы жестокого обращения – это любое насильственное посягательство на личность члена семьи. Это могут быть: запрет общаться с друзьями, соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика.
Наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни физическое и сексуальное насилие. Сексуальное насилие – это развратные действия. Нередко для принуждения к ним используется и физическое насилие. однако порой эмоционально отверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для «подкупа» взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту. Такое специфическое поведение с трудом поддается коррекции. Для лиц, переживших физическое и сексуальное насилие, характерны длительные депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновений, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка.
Защита более слабых членов семьи (детей) от жестокого обращения – одна из важнейших задач социального работника. Порой такие дети запуганы и не в состоянии рассказать, что с ними происходит. Такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. Поэтому следует знать прямые и косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя осведомленность, уступчивость или осторожность, боли в животе непонятной этиологии, проблемы с едой, беспокойный сон, энурез. Кроме того, может присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослым и ребенком, страх перед каким-либо членом семьи, нежелание оставаться с ним наедине. Все это – причина для серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании социального работника, психолога, врача, сотрудника ОВД должно дать объективную картину происходящего, помочь пресечь жестокое обращение с ребенком, а также послужить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного.
Психологическая помощь осуществляется на реабилитационном уровне работы с семьей. Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней – индивидуального, группового и общинного.
На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используется несколько технологий.
Консультирование – процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.
Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности.
Методы, приемы консультирования:
беседа;
включенное наблюдение;
убеждение;
одобрение или осуждение – находить компромисс, обсуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;
прием активного слушания;
прием перефразирования – проверка правильности высказывания другого человека при помощи повторения его идей другими словами;
использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);
прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий;
Статьи по теме:
Профессиональная ориентация школьников как одна из задач трудового
воспитания школьников
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Целью трудового ...
Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
Главная задача здоровьесбережения - включить каждого учащегося в систематические занятия физической культурой и спортом. И поэтому для увеличения двигательной активности учащихся нужна система спортивно-оздоровительных мероприятий, активная физкультурно-оздоровительная работа. Туринский многопрофил ...
Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного
возраста
Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основ ...