Из года в год российское образование совершенствуется. Становится оно лучшим или худшим, покажет только время, но за новинками в школьном образовании, как по цепочке, меняется и многое другое. Растут требования к детям, а следовательно к учителям, следовательно меняется и подготовка будущих педагогов. С каждым годом выходят новые стандарты образования, новые требования. Проследить изменения в требованиях к педагогу можно сравнив нормативные документы ранее изданные, и современные.
1. Сборник нормативных документов, 1988 год.
Общие требования к специалисту, согласно нормативным документам 1988 г. формулировались следующим образом.
В соответствии с требованиями теории и практики коммунистического строительства советский специалист должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать хорошим знанием основ марксистко-ленинского учения, широкой эрудицией и культурой, ясно видеть политические цели партии и страны, быть убежденным патриотом и интернационалистом, достойным представителем общенародной социалистической интеллигенции.
Советский специалист обязан активно проводить в жизнь политику КПСС, обладать высокими гражданскими и нравственными качествами, ответственно и творчески относиться к порученному делу, стоять на страже общенародных интересов, быть готовым к защите социалистической Родины.
Советский специалист должен сочетать широкую фундаментальную научную и практическую подготовку, в совершенстве владеть своей специальностью, непрерывно пополнять свои знания, расширять общественно-политический кругозор, уметь на практике применять принципы научной организации труда, владеть передовыми методами управления трудовыми коллективами, навыками политико-воспитательной работы среди учащихся.
Специалист должен знать:
основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
дисциплины психолого-педагогического цикла: педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания географии;
методику воспитательной работы (в том числе методику работы классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, пионерской и комсомольской работы, воспитательной работы во внешкольных учреждениях, профориентационной работы);
методы организации трудового воспитания и обучения;
основы географической науки и специальные дисциплины, в том числе: физическую географию СССР, экономическую и социальную географию СССР, экономическую и социальную географию мира и зарубежных стран, географию материков и океанов, геологию, картографию с основами топографии, общее землеведение, географию почв с основами почвоведения, биогеографию и др.;
развитие географической науки, современные проблемы, стоящие в этой отрасли знаний;
проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов; организацию природоохранительной деятельности в СССР;
основы современного производства;
содержание и принципы организации школьного образования по географии; программы и учебники;
вопросы формирования различных ученических коллективов и руководства ими; требования к оснащению и оборудованию школьных кабинетов географии, организации школьных географических площадок; применяемые средства обучения и их дидактические возможности;
основные направления и перспективы развития народного образования и педагогической науки; принципы и приемы сбора, систематизации, обобщения и использования информации, проведения научных исследований и методической работы по специальности, подготовки информационных и научно-методических материалов; основы советского права и научной организации труда.
Специалист должен уметь:
применять полученные знания при решении педагогических, учебно-воспитательных и научно-методических задач с учетом возрастных и индивидуально-типологических различий учащихся, социально-педагогических особенностей ученических коллективов и конкретных педагогических ситуаций;
Статьи по теме:
Характеристика
применяемых психодиагностических методик
1. «Методика самооценки личности» С. А. Будасси. Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Назначение методики: выявить количественное выражение уровня самооценки. Оборудование: с ...
Понятие и сущность методологии и логики познавательной деятельности
Под методологией познавательной деятельности обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сформировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейше ...
Проведение диагностики на выявление силы воли среди преподавательского состава
Целью второго исследования явилось проведение диагностики на выявление силы воли, так как развитие коммуникативной культуры требует волевых усилий. Тест взят из книги И.И.Загорецкой «Коммуникативная культура педагога и руководителя». Исследование проводилось с преподавателями саратовской школы №67 ...