Низкий уровень – ставится в том случае, если композиционные умения школьников младших классов находятся в стадии формирования и развития; испытывают затруднения при построении скульптурного образа животного, а именно при пропорциональном соотношении размеров частей тела. неуверенно владеют художественными материалами, такими как тесто, краски; задний фон отсутствует в работе.
Сходство слепленного животного на плоскости листа лучше всего прослеживается в работах Верещагиной Лизы и Яшиной Юлии. Они передавали плановость композиции, объем фигуры льва и верное цветовое решение.
Средний критерий оценки имеют Сбоев Виталик и Дьянко Рита. В работе Дьянко Риты присутствует сходство с образом льва. Оно отображается в пропорциональности льва и верном цветовом решении. А в работе Сбоева Виталика так же не меньшее сходство с образом льва. Верно соблюдены и пропорции и цветовая гамма.
Учащиеся с низким уровнем, а именно Удовыдченко Соня и Рыбалко Денис - не уверенно работали в течение всего занятия. Рыбалко Денис при этом не разукрасил ни задний план, ни показал линию горизонта.
Поэтому нами было принято решение продолжить исследовательскую работу, и с помощью разработанных критерий, на наш взгляд, получится сформировать у школьников младших классов необходимые композиционые умения для создания композиций из тестопластики.
Затем нами были определены контрольная и экспериментальная группы школьников, в каждой из которых по 3 человека. В обеих группах находлись школьники примерно с одинаковым уровнем умений. Со школьниками младших классов контрольной группы была продолжена работа по программе ДХШ г. Ставрополя, а с экспериментальной группой школьников младших классов – углубленное усвоение, умений, знаний и навыков при руководстве педагога- исследователя.
В процессе урока планировалось: углубленно познакомить школьников с интересным и необычным скульптурным материалом тесто, и познакомить учащихся с основными законами композиции; воспвоспитать творческую активность и самостоятельность, обучать овладевать основными способами лепки и кисти, накладывая мазки на высушенное тесто, тем самым усиливая выразительность в своих работах.
В ходе урока нами были использованы методы и приемы, такие как, словесные: вводная, текущая и итоговая беседа о материале и технике, о композиции, и ее законах. Наглядные методы: демонстрационные таблицы с поэтапной лепкой животного с сопровождением художественного слова, самостоятельная работа, индивидуальная работа со школьниками, как ведущий метод в классах ДХШ.
В процессе констатирующего эксперимента был отмечен интерес школьников, желание больше работать с соленым тестом, способность учащихся овладеть композиционными умениями в процессе создания композиции животного из тестопластики.
Руководствуясь результатами диагностики уровня сформированности композиционных умений у школьников младших классов, при создании сюжетной композиции животных в технике тестопластики, нами была определена цель и задачи исследовательской работы с детьми экспериментальной группы в формирующем этапе эксперимента.
Цель: формировать умения у школьников младших классов внимательно и самостоятельно анализировать сюжетные композиции в технике тестопластики, передавая их характерные особенности.
Задачи:
Учить школьников познавать красоту природы и её обитателей.
Развивать у школьников зрительное и пространственное мышление.
Развивать композиционные умения у школьников при создании характерной формы, пропорций каждой части объекта; умение определять геометрическую форму, в которую вписывается весь образ животного, его основные части.
Побуждать школьников всматриваться в собственную работу, учить последовательному анализу: начинать создание с основных геометрических фигур.
Формировать у школьников интерес к лепке, вызывать желание узнать как можно больше о своеобразии тестопластики.
Совершенствовать навык ручного труда у школьников способами лепки.
Учить школьников анализировать изображаемое животное, при этом обращать внимание на пропорциональность и композицию.
Статьи по теме:
Беседа – один из самых древних и популярных методов работы
Младший школьный возраст – время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы учителей и родителей. Грамотный (настоящий, талантливый, компетентный) читатель - это читатель, глубоко понимающий смысл текста, авторский замысел, умеющий оценить художеств ...
Специфика изучения ИЯ на старшей ступени
Специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе включает следующие положения: - роль ИЯ как учебного предмета в современной образовательной системе; - специфика обучения ИЯ на старшей ступени средней общеобразовательной школы, основ ...
Психолого – педагогические аспекты формирования сенсорных эталонов у детей
дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием
Овладение системой сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разнови ...