Новые подходы в организации самообразовательной деятельности учащихся на уроках истории

Аналитическое образование » Новые подходы в организации самообразовательной деятельности учащихся на уроках истории

Страница 4

Проблемные вопросы и задания должны вызывать определенное психологическое состояние, характеризующееся интеллектуальным затруднениям. Роль преподавателя состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь учащимся справится с таким состоянием, наметить основные этапы их поисковой работы.

Определить, в чем состоит противоречие проблемы.

выбрать способ решения.

Осуществить решение.

Проверить его правильность.

Решая проблемы задания, учащиеся проявляют максимум самостоятельности, творчества, концентрируют историческое и логическое мышление, формируют приёмы и умения творчески – поисковой деятельности.

Другим важным моментом организации самообразовательной деятельности учащихся является проверка и разбор выполненных заданий. Без анализа того, что сделано, верно, что – неправильно, какие недостатки надо преодолеть, невозможно дальнейшее продвижение. Если задание выполнялось несколькими учащимися, мы в ходе обсуждения показываем классу разные варианты ответа, предлагаем оценить, какой из них более соответствует предъявляемым требованиям, в чем сильные и слабые стороны каждого. Сообща выясняются и причины неудачного ответа (невнимания к тому, как поставлен вопрос, несоблюдения тех или иных требований к данному виду деятельности и др.). Такие обсуждения дают возможность каждому увидеть перспективы своей дальнейшей работы, приобрести уверенность, увидеть в учителе сотрудника, желающего, чтобы он добился результатов.

Применяем и такую форму: выбирая проблемное задание, учащиеся ставятся в известность, что в конце работы над проблемой они получат карточку с ответом. Это не только стимулирует их активную творческую работу, но и превысить дух азартности – учащиеся стремятся справиться с заданием как можно лучше и полнее.

Можно идти и от обратного: дав карточку – ответ, поставить перед учащимися задачу, составить проблемный вопрос, проблемную задачу.

Разнообразные практические задания способствуют дифференцированному подходу к изучению истории, к организации самообразовательной деятельности учащихся, повышают интерес к предмету.

Большое внимание в преподавании истории уделяем структуру – логическим схемам, таблицам. Они используются как средство организации и управления мыслительной деятельности учащихся.

Достоинство их в том, что с помощью схем, преподаватель имеет возможность сжато и доходчиво, разъяснить учащимся сложные материал, раскрыть закономерности исторических процессов, их причинно следственные связи, особенности отдельных явлений.

С другой стороны работа со схемами может носить поисков – исследовательский характер. Учащиеся, пользуясь заданной информацией, сами составляют схему (таблицу), проявляют умения, связанные с такими интеллектуальными процессами:

осуществлять поиск и выделять ключевую информацию;

классифицировать, группировать, система тезировать исторический материал;

обобщать и оценивать факты, события;

заполнять схему, таблицу, кратко зафиксировать информацию.

Приведём примеры на уроке по теме “Российская революция 1917 г.” предлагаем двухуровневое задание. Одной группе учащихся предлагаем проанализировать схему “Три политических лагеря накануне февральской революции к cм: Приложение 4) и ответить на такие вопросы:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи по теме:

Использование видеокурсов при обучении иностранной речи
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению аме ...

План модернизации общего образования Московской области
Современное образование немыслимо без инновационных процессов, которые, по мнению ряда исследователей, являются одной из его важнейших характеристик. В программных документах, раскрывающих суть новой образовательной политики России (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г ...

Этапы формирования игровой деятельности детей
Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта дея ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru