Речь является основным средством человеческого общения. Без нее люди не имели бы возможности получать и передавать большое количество информации.
По мнению А.Н.Леонтьева, речь человека, человеческое слово и история его развития выступают «во – первых, как предмет лингвистики…во – вторых, как предмет психологии… и, наконец, в – третьих, как система физиологических процессов, которые осуществляют эту речевую деятельность, но к которым она не сводиться».
Но существует и другое мнение. М.Р.Львов считает, что в русском языке слово речь имеет три различных значения. Это
речь как деятельность, как процесс;
речь как продукт речевой деятельности;
речь как ораторский жанр.
В данной работе мы будем исходить из первого определения, данного Львовым. Речь – это вербальное, языковое общение с помощью языковых единиц и часто при поддержке невербальных средств. Таким образом, мы будем рассматривать речь как процесс использования языка в целях общения.
Необходимо отличать понятия «язык» и «речь», так как в некоторых языках они имеют единое название. Но в научном рассмотрении данных понятий требуется разграничение.
Язык – это система знаков, которая используется людьми для передачи сочетания звуков, имеющих определенное значение.
Речь - это само общение, выражение мысли.
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека.
Р.С Немов отмечает: «Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи».
В речи отражается личность говорящего, носителя языка. Вильгельм Гумбольдт писал, что «только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности».
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что язык и речь неразделимы. Особенно тесно их сближают функции, которые реализуются при помощи речи.
Речь имеет полифункциональный характер, то есть выступает в различных деятельностях. Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев выделяли три основных функции: коммуникативную, индикативную и интеллектуальную, или сигнификативную.
Помимо этих функций, С.Л.Рубинштейн дает определение еще эмоциональной, или экспрессивной, функции и функции воздействия, а А.Р.Лурия обращает внимание на регулирующую функцию речи взрослого.
Рассмотрим их подробнее.
Одна из основных функций речи – коммуникативная, или функция общения, представляет собой обмен информацией, как между людьми, так и внутреннюю речь человека, как бы диалог с самим собой. Также коммуникативная функция может выступать как самовыражение личности.
Сигнификативная функция, где слово является носителем обобщения, понятия, сформировалась в общении, точнее в совместной общественной деятельности людей, которое включает их «реальное, практическое и совершающееся посредством речи идеальное общение, в единстве и взаимопроникновение одного и другого», - писал М.Р.Львов.
Эмоциональная функция охватывает огромный диапазон в речевом поведении человека. Эта функция реализуется в художественной литературе, ораторском искусстве, в дискуссионной речи, дружеской беседе и т.п. В речи всегда, в большей или меньшей степени, есть эмоционально – выразительные моменты, которые проступают в ритме, в паузах, в интонациях, в модуляциях голоса.
Статьи по теме:
Педагог дополнительного образования и характеристика его деятельности
ДО – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки ГОС (государственных образовательных стандартов) и реализуется по средствам дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях ДО детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Педагог дополнительного образования - ...
Цель обучения иностранным языкам как социально-педагогическая и
методическая категория на старшем этапе обучения иностранному языку
Как известно, цель понимается в психологии как осознанный образ будущего результата действия. Это даёт основание сформулировать цель применительно к обучению иностранным языкам как осознанно планируемый результат преподавания и изучения языка и культуры. Цель обучения является важной социально-педа ...
Cущность личностно-ориентированного обучения на
уровне теории и практики обучения в отечественной и зарубежной науке
В терминологическом плане корректнее было бы говорить о личностно-ориентированном образовании. Однако это вызвало бы значительную терминологическую путаницу и необходимость при каждом использовании термина "личностно-ориентированное образование" оговаривать контекст его использования, смы ...