Теоретическое изучение коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Аналитическое образование » Развитие связной речи у дошкольника » Теоретическое изучение коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Страница 2

С.Л.Рубинштейн считает, что «чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что в ней выступает говорящий».

Информационная, или функция сообщения, состоит в том, что язык служит средством познания, сбора и оформления всех тех знаний, которые накоплены людьми в процессе их сознательной деятельности, М.Р.Львов описывает разновидности информационной функции:

функция сохранения информации;

контактная функция (связь времен и поколений);

функция оформления культурных ценностей.

Передача и хранение всей этой информации осуществляется посредством устных, а в последние годы, преимущественно письменных текстов, то есть через речь.

Регулирующая функция речи – это функция, лежащая в основе произвольного поведения, и является умением подчиняться речевой инструкции взрослого. А.Р.Лурия исследовал генезис данной функции и определил, что «источником развития регулирующей функции является способность ребенка подчиняться речи взрослого», а также то, что «регулирующая функция развивается постепенно».

Функция воздействия на других людей – это просьба, повеление, приказ. В этих случаях высказывание может и не содержать никакой новой информации – оно передает волевой акт того, кто говорит. С.Л.Рубинштейн писал: «Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она средство общения, и эту функцию она выполняет в первую очередь, поскольку она служит средством воздействия».

Функция формирования и выражения мысли – это почти непрерывно работающая функция, так как мысль человека работает всегда. Это и воспоминания, и подготовка к устному высказыванию, и формирование письменного текста, и творческая деятельность. М.Р.Львов считает, что эта «функция может быть признана важнейшей, так как без ее выполнения не могут быть реализованы… информационная, коммуникативная и эмотивная».

Некоторые психологи выделяют регулятивную функцию, которая играет роль плана поведения, поступков субъекта. Л.А Венгер называл эту функцию планирующей. «Планирование человек осуществляет в соответствии с требованиями к решению поставленной задачи и в расчете на то, что другие поймут, оценят и примут его решения».

Итак, можно сделать вывод, что в определении функций речи единства нет. Но все авторы едины в том, что речь как способ реализации языка обеспечивает жизнь общества и каждого человека, а также в том, что все функции речи совмещаются и переплетаются.

С.Л.Рубинштейн отмечает, что «в речи человека можно психологическим анализом выделить различные функции, но они не внешние друг другу аспекты; они включены в единство, внутри которого они друг друга определяют и опосредуют».

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Основные признаки КСО
- ориентация на индивидуальные способности детей, обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения). - осмысленность процесса познания. - все обучают каждого и каждый всех. - при коллективных учебных занятиях (КУЗ) знания – хорошие, умения – уверенные, навыки ...

Этапы трудового воспитания
Трудовое воспитание должно быть тесно связана с нравственными и физическими его сторонами, иначе труд в воспитании человека не принесёт пользы. Задачи трудового воспитания усложняются с возрастом обучаемых. Они решаются поэтапно. У детей младшего возраста воспитывается трудолюбие и бережливость. Де ...

Содержание работы по формированию пунктуационных навыков у учащихся начальной школы
Традиционная программа. Формирование пунктуационного навыка – процесс длительный и начинается в период обучения грамоте, но имеет свои особенности в зависимости от программы обучения. Обучаясь по традиционной системе 1-4-Рамзаева или Зеленина, Хохлова и “Букварь” В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru