6
. Вывести № личного дела, фамилии и имена абитуриентов, сдавших экзамен по информатике на 4 или 5.
После тщательного анализа этой задачи учащиеся, наверняка, заметят, что для ее решения можно использовать ранее рассмотренные операции: сначала соединить массивы «Абитуриент» и «Оценки по информатике», затем на объединенном массиве сделать выборку по оценкам 4 или 5, а потом сделать проекцию получившегося массива на столбцы № личного дела, фамилия, имя, предмет, оценка. Таким образом, любой запрос можно будет свести к применению конечного набора рассмотренных операций реляционной алгебры.
Но здесь также возникают проблемы оптимизации алгоритмов. В частности, возникает вопрос, применение какой последовательности операций даст наиболее эффективный (по времени) алгоритм? Ведь получить желаемый в предыдущей задаче результат можно и другим путем: сначала сделать выборку в таблице оценок (выбрать только записи с оценками 4 или 5), а уже потом производить соединение и проекцию. Подобные вопросы также дают почву ученикам для размышления и применения своих знаний на практике.
Построенная таким образом серия задач позволяет:
• применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;
• устанавливать больше логических связей в материале;
• выделять главное и существенное в большой дозе материала;
•выявить больше межпредметных связей и приложений изучаемых понятий и алгоритмов;
• более эмоционально подать материал;
• сделать более эффективным закрепление материала.
Каждая задача представляет собой некоторую проблему, решение которой опирается на решенные ранее задачи. Рассмотрение взаимосвязанных объектов в системе, как единое целое, способствует обучению не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач. Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам способен получить из него новую информацию.
Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга – оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Умственный поиск – сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель дает задания ученикам, указав, как выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы.
Очевидно, что такой способ самостоятельного изучения материала под силу не каждому ученику, это связано, прежде всего, с уровнем развития мышления. И задача учителя здесь научить «добывать» знания.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, дает в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
Особую роль в развитии мышления и обучении самостоятельного извлечения знаний из конкретной ситуации играет система вопросов, направляющих ход мышления, представленная в таблице 1:
Таблица 1. Вопросы, направляющие ход мышления
Вопросы |
Мыслительные операции |
Приведите пример. |
Предложение |
Каким образом можно…использовать для…? |
Предложение |
Что случится, если…? |
Предположение/ Анализ |
Что подразумевается под…? |
Предположение / Выдвижение гипотезы |
В чем сильные и слабые стороны…? |
Анализ / Заключение |
Что мы уже знаем о…? |
Анализ / Заключение |
Каким образом…влияет на…? |
Активизация ранее приобретенных знаний |
Активизация причинно-следственных отношений | |
Каким образом…связано с тем, что мы изучили ранее? |
Активизация ранее приобретенных знаний |
Объясните, почему.? |
Анализ |
Объясните, как…? |
Анализ |
Почему важно…? |
Анализ |
В чем разница между…и…? |
Анализ значимости |
Как можно применить…в повседневной жизни? |
Сравнение/противопоставление |
Применение в реальном мире | |
Како аргумент можно привести против…? |
Контраргументация |
Какими могут быть возможные решения задачи? |
Синтез идей |
Сравните…и…на основании… |
Сравнение-противопоставление |
Что, на ваш взгляд, является причиной…и почему? |
Анализ причинно-следственных связей |
Согласны ли вы с утверждением, что…? |
Оценка и ее обоснование |
Чем вы можете аргументировать свой ответ |
Оценка и ее обоснование |
Статьи по теме:
Этапы работы над грамматическим материалом
Требования к обучению грамматике в свете коммуникативно-функционального подхода сводятся к следующим принципам. Материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций; В учебном материале следует четко выделять фо ...
Дидактические игры и упражнения, и их значение
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком. Много таких дидактических игр представлен ...
Графо-моторные нарушения, возникающие при письме
В процессе письма первоклассники с ОНР часто испытывают: трудности в ориентировке на тетрадном листе, проблемы в удержании строки (при письме на нелинованной бумаге), колебания наклона и высоты букв, несоответствие размеров их элементов. Ошибки в начертании, а также несоблюдение размеров и пропорци ...