Методические особенности преподавания темы «Базы данных» в профильном курсе информатики

Аналитическое образование » Развитие познавательной активности учащихся при изучении темы "Базы данных" в профильном курсе информатики » Методические особенности преподавания темы «Базы данных» в профильном курсе информатики

Страница 5

Перечисленные факторы в значительной мере влияют на организацию общения в процессе урока. Это общение условно как бы разбивается на слои, где первый слой требует активного участия учителя, второй – среднего и третий – слабого. Отметим, что при этом нет жесткой привязки «ученик – слой», она может меняться в ходе урока. И в каждом таком слое учитель постоянно ищет положительные сдвиги в процессе деятельности учеников и осуществляет точечные воздействия, слабые по силе, но «резонансные» по характеру, которые вызывают положительную обратную связь и приводят весь этот процесс к необратимым изменениям.

Подобная многослойность общения поддерживается и многослойностью заданий, предлагаемых ученикам. При этом предполагается экспериментальная работа за компьютером как под руководством учителя, так и самостоятельно по предложенному плану. Самостоятельность в такой работе ученика еще более увеличивается, если часть фактического материала ему будет предложено искать в справочниках (печатных или электронных).

Исходя из вышесказанного, можно предложить следующую структуру изучения нового материала на уроке по теме «Базы данных»:

1. Мотивационная задача (которая не решается без нового знания).

2. Беседа учителя и учеников об основных идеях нового материала (при этом вслух говорится далеко не все – оставлены «в запасе» факты, которые можно извлечь из справочных материалов, и закономерности, которые предстоит выявить экспериментально).

3. Задание для экспериментальной работы, в ходе которой детализируется знание нового материала.

4. Обобщение и выводы (при этом учащимся делаются записи: на начальном этапе – подробно с учителем, затем перечисляются пункты с оставлением в тетради свободного места; в идеале эти записи выполняются самостоятельно с последующей проверкой и обсуждением).

5. Задачи на применение нового знания, решение которых сопровождается коллективным (групповым) обсуждением.

6. Обобщающее задание: «Что надо знать по этому вопросу?». Результат – записи в тетради и порядок в голове, перевод знаний в вербальную форму. Последнее проверяется в разных формах на следующем занятии.

Получается, что в единой ткани урока возникает несколько самостоятельных линий, которые могут переплетаться (когда группа учеников на какой-то период объединяется для совместной работы), а затем снова двигаться в своем направлении. Причем учитель для активизации познавательной деятельности с каждым учеником соединяет эти линии, руководит параллельно протекающими процессами. При этом важно, что:

– обеспечивается индивидуализация обучения;

– необходим альтернативный источник сведений (справка, возможно специально подготовленная учителем) для самостоятельного поиска фактического материала;

– учитель указывает направление поиска с индивидуально требуемой степенью подробности;

– предусмотрены тесты для выявления недостатков, чтобы постепенно приучить школьников к самостоятельному тестированию;

– учитель организует переход от одного слоя задания к другому;

– учитель организует общение между учениками (коллективное обсуждение в начале работы, знакомство класса с достижениями отдельных учеников, организация работы в парах).

Таким образом, использование вышеперечисленных методов обучения способствует активизации учебной деятельности на уроке информатики, индивидуализации обучения, развитию самостоятельности познавательной деятельности ученика, меняет тип и характер общения между учеником и учителем, делает информатику, и в особенности обучение программированию, мощным инструментом интеллектуального воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Статьи по теме:

Количественные методы в педагогике
Качественное и количественное в явлениях окружающего мира неразрывно связаны; поэтому качественные и количественные характеристики педагогических явлений надо изучать в единстве. Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое – обработка ре ...

Заучивание стихов наизусть как прием приобщения детей к чтению
Рекомендации по заучиванию стихов наизусть стали давать еще в XVIII в. (И.И. Бецкой), и до сих пор этот процесс и методика его проведения, требующие постоянного внимания и совершенствования, интересны педагогам, психологам, практическим работникам. Например, формы разучивания стихотворений, предлож ...

Возникновение пунктуации как раздела языкознания
пунктуационный русский язык школа Становление пунктуации было обусловлено развивающимися потребностями письменного общения. Еще в древних европейских рукописях отмечены отдельные знаки препинания, прежде всего точка (и комбинации точек), а также двоеточие, запятая, точка с запятой – они непосредств ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru