Таким образом, одним из основных методов обучения темы баз данных становится метод проблемного обучения .
В результате у учащихся происходит не только усвоение необходимого материала, но и вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение. Все это способствует развитию базовых интеллектуальных качеств личности, так называемых КИТСУ-критериями (критерии компетентности, инициативы, творчества, саморегуляции, уникальности склада ума).
Основным видом деятельности при изучении темы, как отмечалось выше, является программирование. Как известно программирование, особенно на первых порах, вызывает у многих большие затруднения. Это связано с недостаточным развитием особых приемов мыслительной деятельности. Развитию этих качеств, а так же обучение использованию программирования как учебного метода во многом способствует использование специально организованной работой с демонстрационными примерами. Можно выделить ряд типичных видов задач метода демонстрационных примеров и видов мыслительной деятельности им соответствующих:
1) трассировка алгоритма (ручная прокрутка алгоритма) – не выполняя алгоритма, определить, какую задачу он решает (умение «читать» алгоритм, «расформализация» алгоритма – переход от непонятного к понятному);
2) модификация алгоритма, определение области применимости алгоритма (навыки экспериментального исследование алгоритма – «трогание руками», ракскрутка алгоритма);
3) использование приведенного алгоритма при решении подобных задач («связывание» и «перенос» знаний);
4) исследование эффективности / неэффективности алгоритма, построение оптимального алгоритма (теоретическое исследование).
Данные методы, во-первых, в большей степени отражают специфику деятельности в данной области действительности, во-вторых, наиболее полно отражают все аспекты деятельности, в-третьих, в значительной степени способствуют развитию познавательной активности учащихся. Поэтому использование метода демонстрационных примеров в процессе обучения способствует целенаправленному интеллектуальному воспитанию школьников.
Особое место в процессе изучения темы занимает метод учебных исследовательских проектов. Так, в конце изучения предложенной темы, по изучению всего материала, учащимся целесообразно предложить разработать собственную базу данных на изучаемом языке программирования. Дать описание, построить алгоритмы реляционных операций, заполнить базу данными, а также составить и
реализовать серию запросов по созданной базе данных. При этом деятельность учащихся может быть организована как в форме индивидуальной работы учащегося с компьютером, так и в форме групповой работы. Завершающим этапом проекта становится его защита и публичное обсуждение всем классом.
В качестве основной формы проведения занятий предлагается использовать практические занятия, организованные в виде лабораторных практикумов, так как именно они формируют основные умения и
навыки учащихся.
В лабораторном практикуме используются два вида работ:
– фронтальная, при которой учащимся предлагается одинаковый набор заданий (на первом этапе программирования в простейшей СУБД);
– индивидуальная, при которой ученик выполняет свой вариант задания (по своему индивидуальному заданию на первом и втором этапе программирования как в простейшей СУБД, так и в более современной СУБД).
Обычно совместная работа используется в случаях, когда изучаемый материал может вызвать у учащихся трудности. В таких ситуациях можно вначале предложить выполнение задания общего для всей группы, отработать с ними сложные моменты, а затем предложить индивидуальные задания. Индивидуальная работа активизирует самостоятельно мыслить, так же общаться с другими студентами в случае возникших трудностей. Индивидуальная работа имеет прямое отношение к коллективным методам, к которым обучающихся приучает фронтальная форма организации обучения. Общение является непременным условием формирования объективных понятий, так как позволяет освободиться от субъективности. В результате такого общения формируется открытая познавательная позиция, являющаяся компонентом опыта учащихся.
Одной из особенностей организации занятий по профильному курсу является также применение так называемой параллельной структуры урока. Интеллектуальное воспитание требует учета большого количества индивидуальных характеристик ребенка, таких, как психофизические и психо-эмоциональные особенности; природные интеллектуальные способности и степень интеллектуальной воспитанности; скорость протекания психических процессов, темп мыслительной деятельности; степень самостоятельности, склонность к самостоятельной работе, умение самостоятельно мыслить; уровень подготовленности (обладание фактическими знаниями, владение методами, сформированность умений, наличие навыков).
Статьи по теме:
Основные признаки КСО
- ориентация на индивидуальные способности детей, обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения). - осмысленность процесса познания. - все обучают каждого и каждый всех. - при коллективных учебных занятиях (КУЗ) знания – хорошие, умения – уверенные, навыки ...
Структура БГУИР
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники – один из ведущих технических вузов страны, обеспечивающий подготовку высококвалифицированных специалистов инженерного профиля в сфере современных информационных, телекоммуникационных технологий, радиотехники и электроники. Проф ...
Из опыта работы педагогов
Развитие системы образования происходит в непрерывном взаимодействии педагогической науки и образовательной практики. Оригинальные подходы к обучению, использование новых методик и технологий, педагогические находки учителей дают широкую возможность изучения, анализа и использования в своей практич ...