II. За счет нарушенной иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание.
III. Нарушение голоса и мелодико-интонационных расстройств связано с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, нарушения их мышечного тонуса и ограничении их подвижности. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может исключать возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных.
Таким образом, основные симптомы дизартрии — нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи — определяется характером и степенью выраженности проявлений артикуляции, дыхательных и голосовых расстройств.
Наряду с речевыми выделяют и неречевые нарушения. Это проявления бульбарного и псевдобульбарного синдромов в виде расстройств сосания, глотания, жевания, физиологичного дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и тонкой моторики пальцев рук.
Ринолалия (гнусавость) - изменение тембра голоса, искажение произношения звуков в результате нарушения нормального участия носовой полости в процессе речеобразования.
Во время фонации происходит патологическое изменение резонирования носовой полости. При патологическом выдохе воздушная струя либо направляется в нос при всех звуках речи (открытая ринолалия), либо проход в носовую полость всегда закрыт, даже при произнесении носовых звуков (закрытая ринолалия).
Определить гнусавость можно:
- на слух,
- при поднесении зеркала к носу (если при произнесении слов без носовых звуков зеркало запотевает - открытая гнусавость; при произнесении слов с носовыми звуками зеркало не запотевает - закрытая).
Важно отграничивать парез мягкого неба от функциональной гнусавости, сделать это можно следующим образом:
- ребенок открывает рот, при этом специалист нажимает шпателем на корень языка. Если мягкое небо рефлекторно поднимается к задней стенке глотки, можно говорить о функциональной гнусавости, если же небо остается неподвижным, речь идет о гнусавости органического происхождения вследствие пареза мягкого неба.
- ребенок лежит на спине и говорит в таком положении. Если гнусавость исчезает, значит, можно предполагать парез мягкого неба (гнусавость исчезает вследствие того, что при положении на спине мягкое небо пассивно падает к задней стенке глотки).
Причины возникновения ринолалии можно разделить на:
- органические и функциональные центрального или периферического характера,
- врожденные и приобретенные.
Органические центрального характера:
Мозговые кровоизлияния, черепно-мозговые травмы, нарушения питания головного мозга, центральный или периферический паралич, экстрапирамидные нарушения, приводящие к нарушению иннервации мышц мягкого неба и обуславливающие его парезы и параличи.
Органические периферические могут быть врожденные и приобретенные:
- укороченное мягкое небо
- отсутствие маленького язычка
- укороченный или раздвоенный мягкий язычок
- полипы, аденоиды, опухоли, искривления носовой перегородки, гипертрофия слизистой носа, травмы неба, последствия операций и болезней (перфорации, рубцовые изменения).
- расщелины неба и губы различной величины и формы
Функциональные центральные вызывают гипер- и гипотрофию неба, т. е. неправильное его функционирование (можно наблюдать после перенесенных психических потрясений, при невротических расстройствах, как последствия операций).
Функциональные периферические - нарушение дыхательных процессов, привычно опущенное мягкое небо (например, после постдифтирийного пареза, после аденотомии, операционных травм), подражание гнусавой речи окружающих, болезни евстахиевой трубы, нервномышечно связанной с мягким небом, дефекты слухового контроля.
Виды врожденных (различают по размеру и расположению):
- сквозные (одно- и двусторонние). Несращение захватывает губы, альвиолярный отросток, твердое и мягкое небо. Двусторонние расщелины идут по обе стороны от середины твердого неба;
- несквозные (полные и неполные). При несквозных полных несращение доходит до области резцового отверстия, при неполных не захватывает резцового отверстия, может быть незначительным по величине. Несквозные расщелины также могут быть одно- и двусторонние;
- субмукозные (несквозные, подслизистые, скрытые). При этих расщелинах наблюдается недоразвитие пластин небных костей, недоразвитие мышечной системы мягкого неба при достаточном развитии слизистых оболочек.
Статьи по теме:
Классификация видов учебной литературы
Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования. Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий. Методические указания, рекомендации составляют группу учебно-методически ...
Приемы
ознакомления детей с городецкой росписью и методика обучения рисованию
элементов
В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве. Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить их ...
Рекомендации по доработке проекта
«Образование»
Очевидно, что за относительно короткий срок для сферы образования было сделано много полезного, то, что раньше не делалось десятилетиями. И это позитивная сторона Приоритетного Национального проекта «Образование». А потому проделанную огромную работу надо признать нужной и полезной для страны. Одна ...