Диагностические исследования когнитивного, операционального компонентов музыкально-эстетических вкусов школьников

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Диагностические исследования когнитивного, операционального компонентов музыкально-эстетических вкусов школьников

Страница 7

в процессе урока педагог стимулировал учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

при введении знаний о приёмах выполнения учебных действий педагогом выделялись общелогические и специфические предметные приёмы учебной работы с учётом их функций в личностном развитии;

на уроках обеспечивался контроль и оценка не только результата, но и главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществлял ученик усваивая учебный материал;

Каждому ребёнку для развития и самореализации обеспечивалась образовательная среда, включающая:

организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;

предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий;

использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;

создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;

постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждало ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;

особая подготовка учителя к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий;

применение индивидуального подхода к обучению учащихся через конкретные творческие задания;

организация занятий в малых группах на основе творческого диалога, проведения различного рода игр;

Учителем систематически наблюдает за самореализацией каждого ученика и постепенно создаёт его "познавательный портрет", включающий описание особенностей мотивационно-потребностной, эмоциональной и операциональной стороны учебной деятельности.

Исследование показало, что урок, как основной элемент образовательного процесса, в системе личностно-ориентированного обучения меняет свою функцию, форму организации. Урок выявляет опыт ученика по отношению к излагаемому учителем содержанию. Нередко учитель и ученик по-разному воспринимают одно и то же содержание. Необходимо их согласовать, т.е. своеобразное "окультуривание" субъективного опыта ученика (И.С. Якиманская).

Беря во внимание, что одна из основных задач лично-ориентированного урока – это создание условий для проявления познавательной активности учеников, в процессе исследования нами были выявлены следующие средства ее достижения:

использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;

создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно неправильно), но и по процессу его достижения;

поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

В ходе исследования нами были выработаны критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока. Среди них:

наличие у педагога учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

использование проблемных творческих заданий;

применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

обсуждение с детьми в конце урока не только того, что "мы узнали" (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;

стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Комплексный диагностический подход в условиях интегрированного музыкально-образовательного процесса позволил нам выявить динамику развития учащихся по заявленным параметрам, приблизиться к выявлению характера их личностного развития.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Проведение диагностики на выявление силы воли среди преподавательского состава
Целью второго исследования явилось проведение диагностики на выявление силы воли, так как развитие коммуникативной культуры требует волевых усилий. Тест взят из книги И.И.Загорецкой «Коммуникативная культура педагога и руководителя». Исследование проводилось с преподавателями саратовской школы №67 ...

Педагогические условия развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Изучение учебно-воспитательного процесса, организуемого в группе, позволило нам выявить следующие проблемы: недостаточное использование потенциала старшего дошкольного возраста в формировании толерантности; недостаточное целевое использование потенциальной возможностью социально – культурной деятел ...

Сущность индивидуального подхода к учащимся
В настоящее время можно видеть признаки несоответствия между уровнем обучения значительной части выпускников коррекционной школы и растущими требованиями к подготовленности рабочих массовых профессий. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение простых видов работ в об ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru