Диагностические исследования когнитивного, операционального компонентов музыкально-эстетических вкусов школьников

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Диагностические исследования когнитивного, операционального компонентов музыкально-эстетических вкусов школьников

Страница 7

в процессе урока педагог стимулировал учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

при введении знаний о приёмах выполнения учебных действий педагогом выделялись общелогические и специфические предметные приёмы учебной работы с учётом их функций в личностном развитии;

на уроках обеспечивался контроль и оценка не только результата, но и главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществлял ученик усваивая учебный материал;

Каждому ребёнку для развития и самореализации обеспечивалась образовательная среда, включающая:

организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;

предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий;

использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;

создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;

постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждало ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;

особая подготовка учителя к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий;

применение индивидуального подхода к обучению учащихся через конкретные творческие задания;

организация занятий в малых группах на основе творческого диалога, проведения различного рода игр;

Учителем систематически наблюдает за самореализацией каждого ученика и постепенно создаёт его "познавательный портрет", включающий описание особенностей мотивационно-потребностной, эмоциональной и операциональной стороны учебной деятельности.

Исследование показало, что урок, как основной элемент образовательного процесса, в системе личностно-ориентированного обучения меняет свою функцию, форму организации. Урок выявляет опыт ученика по отношению к излагаемому учителем содержанию. Нередко учитель и ученик по-разному воспринимают одно и то же содержание. Необходимо их согласовать, т.е. своеобразное "окультуривание" субъективного опыта ученика (И.С. Якиманская).

Беря во внимание, что одна из основных задач лично-ориентированного урока – это создание условий для проявления познавательной активности учеников, в процессе исследования нами были выявлены следующие средства ее достижения:

использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;

создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно неправильно), но и по процессу его достижения;

поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

В ходе исследования нами были выработаны критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока. Среди них:

наличие у педагога учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

использование проблемных творческих заданий;

применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

обсуждение с детьми в конце урока не только того, что "мы узнали" (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;

стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Комплексный диагностический подход в условиях интегрированного музыкально-образовательного процесса позволил нам выявить динамику развития учащихся по заявленным параметрам, приблизиться к выявлению характера их личностного развития.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Дидактические основы использования информационных средств в процессе обучения
Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерны ...

Проектирование работы по развитию скоростно-силовых способностей у детей с отклонениями в поведении посредством подвижных игр
Из проведенного исследования видно, что дети с отклонениями в поведении действительно имеют низкий уровень сформированности скоростно-силовых способностей, поэтому необходимо проводить коррекционную работу. Данная работа может проводиться на занятиях, в повседневной жизни, на прогулке также в индив ...

Методика работы с детьми по зрительному восприятию
Дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, они плохо видят отдаленные объекты: дома, движущиеся предметы, птиц на деревьях, самолет в небе и т.д. поэтому, чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующую процессу обучения, необходимо: создат ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru