Что такое урок? Урок есть процесс выполнения трудового, в нашем случае учебного задания. Как любой трудовой процесс, он включает работника, предмет его труда, необходимые средства и орудия.
Совокупность трудовых операций, осуществляемых работником, образует технологический процесс, Всякий технологический процесс подчинен определенным общим требованиям. По отношению к уроку эти требования, по-видимому, можно свести к следующим требованиям:
отчетливая целенаправленность урока;
достаточное организационное и материальное обеспечение урока;
оптимальный психологический режим урока; оптимальный темп и ритм работы на уроке;
систематическая последовательность и преемственность учебных операций;
завершенность операций;
экономия времени на уроке;
непрерывный контроль и самоконтроль;
восстановление делового равновесия при его нарушении;
закрепление и отработка знаний и умений;
непрерывное совершенствование учебного процесса (обобщающее требование).
Отчетливая целенаправленность урока.
Преподаватель должен ясно представлять, какую порцию знаний он даст на уроке; чем знания, умения и навыки класса до начала урока будут отличаться от знаний, умений и навыков этого же класса в конце этого урока, т.е. что будет сделано для общего умственного развития учащихся; какие будут восполнены пробелы, что будет просто восстановлено в памяти и что потребует основательного закрепления и что окончательной отделки. Наряду с общей целью для всего класса надо формулировать и частные цели - для учащихся, которыми преподаватель намерен заняться специально.
Таким образом, оказывается, что урок всегда имеет не одну, а много целей. Возможно, что и сам учитель запутался бы в их многообразии, если бы не одно простое правило: все эти цели преследуются и достигаются в ходе усвоения знаний, умений и навыков.
Что значить усвоить знания? Усвоить, то есть буквально сделать своими, означает понять, запомнить и уметь применить. Если отсутствует хотя бы один из этих компонентов усвоения, нет и самого усвоения.
Мало только понять, так как человеку свойственно забывать полученную информацию – это физиологический закон. Мало также и просто запомнить: нигде не используемая информация также быстро улетучивается из памяти.
Лишь единство понимания, запоминания и умения применить знания образует усвоение. Нет надобности выдумывать разнообразные цели урока, а надо лишь четко себе представлять, как они будут естественно реализовываться в ходе обучения конкретным знаниям, умениям и навыкам.
С самого начала урока до самого его конца учитель должен идти твердым курсом к поставленной цели, настойчиво добиваясь ее осуществления, с тем чтобы потом быть в состоянии сказать себе, что вот эта часть цели оказалась выполненной безупречно, эта – не совсем, а с этой получилась явная неудача.
Достаточное организационное и материальное обеспечение урока.
Для того чтобы наилучшим образом достигнуть цели, работу нужно правильно и четко организовать, все необходимое для нее должно быть заблаговременно и в достаточном количестве подготовлено. Это и называется требованием достаточного организационного и материального обеспечения урока.
Для нормального течения урока необходимо, чтобы все учащиеся к началу занятий были бы на своих местах и готовы к работе; кабинет был в полном порядке; все необходимые для данного урока учебные материалы и технические средства обучения были налицо, учебники и письменные принадлежности, классный журнал, классная доска, мел – наготове; чтобы учитель обеспечивал интенсивную, а стало быть, и результативную, работу всего класса и каждого учащегося на протяжении всего урока.
Статьи по теме:
Организация и описание психодиагностической
процедуры
Объем обследуемой выборки составляет 50 человек (от 15 до 17 лет; средний возраст – 16 лет) из них 23 девочки и 27 мальчиков, все обследуемые являются учащимися школы № 73 г. Челябинск Для определения объёма выборки ориентировались на условие, согласно которому объём обследуемой выборки не должен б ...
Обучение английской грамматике младших школьников
Грамматика – это объект постоянных споров в методике. Известны разные подходы к решению вопроса о роли и месте грамматики в обучении иностранному языку. При грамматико-переводном методе грамматика являлась отправным моментом и целью обучения. Обучение любому языку проводилось посредством грамматики ...
Организация
и методы исследования
По классификации Ю. К- Бабанского к первой группе методов (организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности) относятся следующие методы: — словесные, наглядные и практические (перцептивный чувственный аспект структуры познания); — индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетиче ...