Восстановление делового равновесия при его нарушении
Даже хорошо отлаженный трудовой процесс, вначале протекавший совершенно нормально, в силу тех или иных причин может замедлиться, пойти вяло, с перебоями, а то и вовсе остановиться. Тогда приходится устранять возникшие помехи, прибегать к своего рода катализаторам. Назовем эти специальные средства нормализации нарушенного технологического процесса активаторами, а их применение – активацией.
Значение активаторов и активации очень велико и в процессе обучения. Дети весьма неустойчивы в длительном трудовом напряжении. Они легко впадают в уныние, когда дело не ладится, еще легче отвлекаются на постороннее, довольно скоро утомляются. Приходится постоянно следить за ними и специальными мерами возвращать их в состояние делового равновесия.
Арсенал активаторов весьма обширен, но в любом случае не следует применять градом сыплющиеся замечания, насмешки, упреки, длинные нравоучения, угрозы и наказания.
Закрепление и отработка знаний и умений
В любом технологическом процессе всегда идет первичное изготовление продукта труда, а затем его отделка. То же самое можно сказать и процессе обучения. Сначала учащиеся получают первичные знания, затем происходит их закрепление, отработка умений и навыков. И необязательно стараться завершить формирование знаний, умений и навыков на том самом уроке, где была дана первичная информация. Это, кстати, и невозможно. Все последующее течение процесса обучения, будет способствовать закреплению ранее пройденного материала. Это и есть развивающее закрепление. Более глубокому усвоению знаний способствуют и межпредметные связи. Вполне возможно, что учебный материал по устройству транзисторов, который был пройден на уроке микросхемотехники, учащийся окончательно поймет на уроке физики, где будет пройдены свойства полупроводников.
Формирование знаний – это не одномоментное явление. Оно продолжается длительное время, частично протекая в подсознании, т.е. не осознаваясь учащимся. Но этому процессу необходимо помочь, побуждая учащихся постоянно вспоминать пройденное, а, главное, применять изученное.
Непрерывное совершенствование учебного процесса
Конечно, для начинающего преподавателя самое главное – провести урок. Он тоже учится: приобретает знания в проведении урока. После этого появляются умения и навыки. Не страшно повторить чей-то опыт. Самое отрицательное в работе педагога – это застой в его творчестве, когда уроки в разных учебных группах похожи один на другой, вчерашний урок – на сегодняшний, урок этого учебного года – на прошлогодний. Чтобы этого не произошло, необходимо заниматься проблемой совершенствования учебного процесса непрерывно, как на уроке, так и перед ним, так и после него.
Основные требования к уроку
а) образовательное.
б) воспитывающие.
в) организационные.
Образовательное – четкое определение образовательных целей.
1. Оптимальное содержание урока.
2. Выбор рациональных методов обучения.
Воспитательное
1. Постановка воспитательных целей
2. Формирование мировоззрения, высоких моральных качеств
3. Развитие к интересам знаний
4. Всесторонние изучение и учет индивидуальных способностей учащихся.
Статьи по теме:
Экологическая психология и образование
Традиционно в педагогической практике процесс экологического образования детей связывается в первую очередь с их экологическим, а чаще просто биологическим просвещением и порой вовсе отождествляется с последним. При этом экологическая воспитанность рассматривается как некое обязательное следствие э ...
Применение дидактических игр на примере обучения
математике в начальной школе
Нахождение значений математических выражений. К этому виду вычислений можно отнести и числовые выражения и выражения, содержащие переменную. Числовые выражения могут предлагаться в различной словесной формулировке. Например, из 10 вычесть 5; 12 минус 7; уменьшаемое 21 вычитаемое 7, найти разность. ...
Анализ возможных чрезвычайных ситуаций
Согласно Федеральному закону «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1996 г.), чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые мог ...