Основные требования к уроку

Аналитическое образование » Основные требования к уроку

Страница 2

Заключительной, третьей дидактической задачей, можно назвать работу по контролю и оценке знаний.

При проектировании будущего урока преподавателю всегда нужно решить, как построить процесс обучения, чтобы наилучшим образом решить все три дидактические задачи, как распределить их в течение урока. В зависимости от решения этого вопроса возникают те или иные типы уроков.

Традиционно сложились две группы типов уроков: группа специализированных и группа комбинированных уроков.

Специализированный урок

Специализированный урок решает главным образом одну из трех дидактических задач. Соответственно это будет урок:

а) изучения нового материала;

б) закрепления знаний;

в) проверки знаний.

Урок изучение нового материала.

Все отпущенное на урок время учитель занимает учащихся работой над очередной темой. Времени достаточно, нет нужды спешить, «сжиматься», заботясь о том, чтобы выкроить время на что-то другое. Можно обстоятельно, шаг за шагом идти от одной мысли к другой, от одной операции к другой. Заключая их обстоятельными выводами. Можно (и нужно) добиться того, чтобы в работу были вовлечены все без исключения учащиеся: время для этого есть. В результате изучаемый материал действительно хорошо и всеми учащимися будет усвоен.

Урок закрепления (углубления и осмысливания) знаний.

Здесь все время, отпущенное на урок, учащиеся заняты одной задачей: новой темы на этот раз нет, специальной проверки знаний тоже. Учащиеся выполняют практические упражнения, решают задачи на пройденное, выполняют лабораторные работы, применяют знания на практической работе и т.д. Очевидно, что этот тип урока позволяет применить чрезвычайно разнообразные формы закрепления знаний и умений (как традиционные, так и не традиционные). Это, в свою очередь, приводит к тому, что закрепление становится не простым повторением и воспроизведением пройденного материала, а еще и его расширением и обогащением. И опять можно отметить тот факт, что вся работа производится без спешки и суеты (ведь других целей не преследуется). Поэтому преимущество специализированных уроков закрепления знаний становится очевидным.

Урок проверки знаний.

Тоже весь урок посвящен одной цели: нет новой темы, нет специального закрепления материала. В течение всего времени учащиеся работают над одной проблемой: формулируют свои знания, умения и навыки для того, чтобы изложить в той или иной форме – сочинение ли, контрольная работа или демонстрация каких-либо опытов.

Таким образом, применение специализированных типов уроков обеспечивает солидную, основательную постановку обучения, с отчетливым решением всех дидактических задач.

Недостатки специализированных уроков.

Естественно, напрашивается вывод: всю учебную работу надо строить по системе специализированных уроков. Но не все так-то просто. Отчетливое разграничение дидактических задач приведет к тому, что на первичное усвоение материала будет уходить не менее одного академического часа. Столько же на его закрепление и контроль знаний. Где же можно найти такой резерв времени? Да даже если бы он был, есть ли необходимость в таком большом количестве времени, отводимом как на первичное ознакомление с материалом, так и на его закрепление и контроль усвоения? Совершенно очевидно, что некоторые темы могут потребовать на первичную отработку больше одного урока, а в других случаях целесообразно на закрепление или проверку знаний отвести меньше или больше времени.

Кроме того, если строго следовать схеме специализированных уроков, закрепление придется проводить лишь через несколько дней (в лучшем случае на следующий день) после первичного знакомства с темой, а проверку успеваемости вообще придется отложить на более длительный срок. Между тем материал и психологические особенности учащихся могут потребовать того, чтобы знания закреплялись немедленно, в самом ходе первичной отработки или, по крайней мере, сразу же после объяснения, т.е. на том же уроке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Сущность Национального проекта «Образование»
Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в ...

Специфика развития скоростно-силовых способностей детей старшего дошкольного возраста
С первых дней рождения и на протяжении всего дошкольного возраста ребенок растет и развивается, особенно это заметно на первом году его жизни. Ребенок в несколько раз увеличивается в своих размерах. Именно в это время необходимо полноценно развивать детей не только психически, но и физически. И поэ ...

Воспитательный процесс в средней школе региона
Архивные данные, изученные нами, свидетельствуют о том, что воспитанию учащейся молодёжи в средних учебных заведениях Восточной Сибири, как и по России в целом, уделялось значительное внимание. В конце XIX в. воспитательный процесс имел узконаправленный характер и включал умственное и религиозно-нр ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru