Итак, особенностями нарушений звукопроизношения являются:
1. Замены звуков более простыми по артикуляции. Звонкие согласные заменяются глухими.
Например:
Марат – замены всех парных согласных;
Ильназ - замены ж-ш: жаба-шаба, з-с: зима-сима, д-т, г-к: дорога-торока.
Гульшат – замены д-т: дупло-тупло; з-с: зуб-суб; ж-ш: жара-шара.
Также заменяют звуки группы свистящих-щипящих, сонор:
Марат - ч-т, с м/з: чулок- тулок, ключ- клюс; л-н: лодка-нотка, пила- пина.
Раиль – с-ш: шесть-шешть, з-ж: забота- жабота; р-л: рыба-лыба
Лиана – ц-ч: цепь-чепь, щ-ч: щука-чука; р-л: рука-лука;
2. В случаях несформированности процесса дифференциации звуков, вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребёнок произносит какой-то другой, неотчётливый звук, то есть прооисходит искажение
Например:
Марат искажает 7 звуков: с, с`, з, з`,ц, ж, ш.
Ильназ – с, з-межзубные
Ренат – все мягкие согласные произносятся твёрдо.
Замены и искажения встречаются у обследованных детей преимущественно в одинаковых количественных соотношениях – значит, нарушения полиморфные. У умственно отсталых детей нарушения звукопроизношения являются полиморфными не только по сиптоматике, но и по патогенезу, по причинной обусловленности. Например, у ребёнка одновременно имеет место вид недоразвитие речевой моторики. И нарушение слуховой дифференциации звуков. В других случаях отмечаются и нарушения слуховой дифференциации, и аномалии в строении артикуляторного аппарата. Часто наблюдаются стёртые дизартрии. Нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей характеризуется стойкостью симптоматики.
3. Следующей особенностью нарушений является искажение слоговой структуры слова. Они встречаются в 1-2 классах, но не столь многочисленные. Слова, хорошо знакомые детям и часто употребляемые, реже искажаются, чем слова мало знакомые и редко употребляемые.
4. Следующей особенностью нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей это неумение использовать в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляторных установок. Правильное использование звуков в самостоятельной речи представляет для умственно отсталых детей большую сложность и вырабатывается чрезвычайно медленно. Для них характерно резкое расхождение между умением произносить звуки и использовать их в речи. ( Например, Ренат большинство звуков изолированно произносит правильно, а речь непонятная).
5. Следующей особенностью звукопроизношения у умственно отсталых детей является то, что эти нарушения довольно часто бывают вариативными, т.е. проявляются по-разному. Один и тот же звук ребёнок в одних случаях произносит правильно, а в других пропускает или искажает. Это зависит от характера звуко-слоговой структуры, а также от места звука в слове. Например, у Марата: хитрый-итрый, выдох-выдох.
6. Следующая особенность – это нарушения просодической стороны речи. Речь детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков. (у Марата) В одних случаях замедленная (у Лианы), в других – ускоренная (у Рената), у заторможенных голос тихий, слабый, немодулированный, у возбудимых – крикливый, резкий (у Ильназа, у Гульшата).
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей.
Статьи по теме:
Метод рассказывания
На протяжении второй половины XX в. дети были практически лишены тех традиционных способов общения со взрослыми, которые существовали веками: исполнения колыбельных песен, слушания сказок, бывальщин и быличек, участия в земледельческих праздниках, хороводах, ярмарках. Меткое слово, смысл которого р ...
Клиническая характеристика детей с умственной отсталостью младшего
школьного возраста
Понятие умственной отсталости Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственн ...
Включение упражнений по формированию лингвистической терминологии в уроки
русского языка в начальной школе
В общеобразовательных программах по русскому языку для начальной школы изучению лингвистической терминологии отводится незначительное количество времени. Это подтвердили данные эксперимента. 20 % учеников имеют пробелы в знаниях. А знание терминов играет большую роль в обучении. Поэтому учителю нео ...