Обследование произношения звуков
При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных.
У детей-олигофренов произношение одного и того же звука речи часто является не одинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других заменяет, в- третьих произносит искаженно. Кроме того, у этих детей с большим трудом протекает процесс автоматизации, т.е. закрепления звуков в речи. Это приводит к тому, что в речи звук произносится не правильно, хотя он поставлен у ребенка изолированно.
В связи с этим при обследовании звукопроизношения особенно важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолирован, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящее в многократном повторении одного звука, т.к при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторные переключения с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляционного акта, особенно в случае «стертой» дизартрии. Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны быть такие слова, в которых исследуемый звук стоит в начале, в середине и в конце слова. Проверяются следующие группы звуков: гласные – а, о, у, ы, и; свистящие, шипящие, аффрикаты – с, сь, з, зь, ц, ш, ж, щ, ч; сонорные – р, рь, л, ль, м, мь, н, нь; глухие и звонкие парные – п-б, т-д, к-г, ф-в в твердом и в мягком звучании (п΄-б΄, т΄-д΄, к΄-г΄, ф΄-в΄).
При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как произносится проверяемый звук (изолированно, в слогах, в словах) и как он используется в самостоятельной связной речи. На основе поученных данных определяется характер нарушения произношения: а) отсутствие звуков (рама-ама); б) искажение звуков (с-межзубный); в) замена звуков (ж-заменяется межзубным с, звук ч заменяется ть); г) смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы-тясы). На каждого ребенка составляется протокол обследования звукопроизношения.
Таблица 6. Протокол обследования звукопроизношения Гиздуллина Марата
Звук |
Оптический раздражитель (картинка) |
Употребление звука в собственной речи (по сюжетной картинке) |
Произношение звука |
Характер нарушения произношения звука |
Примечание | ||||
изолированно |
в словах |
отсутствие |
искажение |
замена |
смешение | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Гласные Ы |
Дым мышь грибы |
э |
э |
э э э |
ы- э | ||||
А |
аист мак игла |
а |
а |
а | |||||
У |
утка муха кенгуру |
у |
у |
у | |||||
О |
осы кот окно |
о |
о |
о | |||||
И |
ива слива петухи |
и |
и |
и | |||||
Согласные С |
колесо сосна нос |
с м/з |
с м/з |
с м/з |
c м/з | ||||
С΄ |
сирень письмо гусь |
с м/з |
с м/з |
с м/з |
c`-с м/з | ||||
З |
замок коза |
з м/з |
з м/з |
з м/з |
з м/з | ||||
З΄ |
земляника газета |
з м/з |
з м/з |
з м/з |
з`-з м/з | ||||
Ц΄ |
цветок курица огурец |
с м/з |
с м/з |
- с м/з |
ц- с м/з | ||||
Ш |
шапка кошка мышь |
с м/з |
с м/з |
с м/з |
ш-с м/з | ||||
Ж |
жук лыжи лыжник |
з м/з |
з м/з |
з м/з |
ж-з м/з | ||||
Ч |
чулок очки ключ |
т |
с м/з |
т |
ч-т, с м/з | ||||
Щ |
щетка ящик плащ |
с м/з |
с м/з |
с м/з | |||||
Л |
лодка пила стол бутылка |
н |
л |
н л л л |
л-н | ||||
Л΄ |
лента будильник свирель туфли |
н л л |
н |
н |
л`-н | ||||
Р |
рука корона топор трамвай |
- |
р |
- |
+ | ||||
Р΄ |
редиска веревка дверь |
- |
- |
- |
+ | ||||
Б |
бабочка зубы арбуз |
п |
п |
п |
б-п | ||||
Б΄ |
белка |
п |
п |
п |
б`-п | ||||
П |
панама платок сноп |
п |
п |
п | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
П΄ |
петух ступеньки сноп |
п |
п |
п |
п`-п | ||||
Д |
Дом дедушка карандаш |
т |
т |
т |
д-т | ||||
Г |
голова нога глаза гитара |
т |
т |
т |
г-т | ||||
К |
кукла рука молоток |
т |
т |
т |
к-т | ||||
К΄ |
кепка тапки |
т |
т |
т |
т`-т | ||||
Х |
халат муха хлеб петух орехи |
- |
х |
- - - х - |
+ | ||||
М |
мухомор лампа дом мяч |
м |
м |
м | |||||
Н |
нож конфета лимон |
н |
н |
н н н | |||||
Н΄ |
сани нитки пень коньки |
н |
н |
н н н н |
н`-н | ||||
В |
ворона корова гвозди |
в |
в |
в в - | |||||
В΄ |
свинья венок |
в |
в |
- в |
в`-в | ||||
Ф |
фартук кофта шкаф филин |
в |
ф |
в ф ф в |
ф-в | ||||
Т |
туфли котлеты кот |
т |
т |
т т т т | |||||
Т΄ |
телевизор утюг |
т |
т |
т т |
т`-т | ||||
Йотация |
яблоко обезьяна змея юбка верблюд ель огурец ёжик берёза |
на на ну е е о о |
на ну е о |
на на ну - е е о о |
я-на ю-ну ё-о | ||||
АЙ, ИЙ |
трамвай чайник воробей лейка |
ай и |
ай и |
ай ай и и |
ей-и | ||||
ЬЯ, ЪЕ |
свинья ружье платье |
- |
а о э |
а о э |
ья-а ьё-о ье-э |
Статьи по теме:
Клиническая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением
интеллекта
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственно отсталых составляют лица, им ...
Историко-философский
аспект патриотического и гражданского воспитания
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить . воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и облад ...
Классификация видов учебной литературы
Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования. Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий. Методические указания, рекомендации составляют группу учебно-методически ...