Подходы к пониманию психологических закономерностей в обучении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Аналитическое образование » Педагогико-психологические особенности взаимодействия детей-сирот в процессе обучения » Подходы к пониманию психологических закономерностей в обучении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Страница 3

Таким образом, в основе воспитания личности ребенка лежат механизмы заимствования и присвоения образцов поведения и межличностных отношений, которые демонстрируют значимые для ребенка люди и в которые включается ребенок: в межличностных формах общения, в процессах использования средств и способов воздействия на других людей, включая и воздействия взрослых на самого ребенка; в способах регламентирования поведения со стороны других людей; установление запретов, формулирование правил поведения; в выражении эмоционально-личностных отношений к различным событиям и явлениям; в приемах самоконтроля и самоорганизации: образцы поведения в ситуациях выбора и принятия на себя ответственности; в ситуациях преодоления трудностей; в ситуациях: последовательного выполнения сложных или монотонных действий; в ситуациях пристрастного эмоционального реагирования на других людей и их эмоциональной оценки.

Причины и факторы, детерминирующие процесс формирования и развития личностных качеств и особенностей, изменяются на протяжении жизни человека. В раннем детстве и дошкольном возрасте личностные особенности формируются неосознанно и преимущественно путем овладения - специфическими для семьи формами коммуникации и межличностных взаимодействий, а также на основе принятых в семье способов регламентации поведения. Этого же взгляда на проблему придерживается известный исследователь семьи А.Я. Варга

В дошкольном и младшем школьном возрасте личностные качества формируются преимущественно неосознанно и путем овладения различными формами коммуникации, межличностных взаимодействий, взаимной регламентации поведения не только в семье, но также и вне семьи. С подросткового возраста личностные особенности начинают формироваться не только на основе стихийного присвоения ребенком различных форм и способов межличностных отношений, не только на основе следования разнообразным формам регламентации поведения, но и на основе осознания и произвольного изменения своих личностных качеств и активного «конструирования» способов межличностных взаимодействий.

Поэтому подростку так необходимо развитое умение осуществлять самостоятельный ответственный выбор поведения. Отметим, что часто педагоги не осознают направлений, в которых протекает стихийное развитие, как достойных, так и недостойных личностных качеств их воспитанников.

Л.С. Выготского считает, что личность и способности ребенка наиболее эффективно развиваются на основе взаимодействий с другими людьми в таких видах деятельности, которые: имеют социально позитивные результаты; в которые ребенок готов включиться по собственному активному желанию и с интересом. Для этого должны создаваться специальные условия. В рамках деятельности, в которую ребенок включается путем принуждения и которая вызывает только негативные переживания, нормальное личностное развитие невозможно.

Немотивированное ограничение сферы активности и любознательности ребенка в раннем детстве, дошкольном и младшем школьном возрасте часто ведет к тому, что в его поведенческом репертуаре начинают преобладать пассивные формы воспроизведения знакомых и привычных действий, а любознательность постепенно сменяется стремлением к неизменности и стабильности, основанным на желании избегать неудач, на подозрительности и тревожности.

Исследователь проблем социализации детей сирот В.Н. Брутман [6]подчеркивает, что игнорирование внутренних, индивидуальных интересов и потребностей ребенка ведет к многочисленным формам негативных реакций (активных и пассивных).

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Работа над текстовой задачей с использованием тетрадей с печатной основой
Подготовительная работа к знакомству с задачей строится с учётом особенностей мышления младшего школьника, а они таковы, что для выполнения операций в умственном плане он должен сначала овладеть ею в предметном (материализованном). Для этой цели можно использовать различные практические упражнения ...

Общая характеристика физической подготовленности детей школьного возраста
Физическая подготовленность является результатом физической активности человека, его интегральным показателям, так как при выполнении физических упражнений во взаимодействие вступают практически все органы и системы организма. Для исследования физической подготовленности детей школьного возраста ис ...

Дидактический материал для развития речи детей с нарушением интеллекта
Артикуляционная гимнастика – это выполнение специально подобранных упражнений подвижными органами (губами, нижней челюстью, языком) с целью тренировки и совершенствования их мышц. Пассивные упражнения. • Растягивание губ в улыбку одним – двумя пальцами снизу или сверху; • Собирание губ трубочкой; У ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru