Воспитательный эффект имеют результаты и содержание таких видов деятельности, которые имеют явные позитивные последствия как для самого ребенка, так и для других людей. При этом ребенок должен знать и понимать, для чего он выполняет то или иное действие.
Наиболее эффективно образовательные взаимодействия протекают на стабильно поддерживаемом эмоционально-положительном фоне.
Эмоциональный фон психолого-педагогического взаимодействия задается и зависит, прежде всего от воспитателей и педагогов. Зачастую взрослому достаточно бывает изменить стиль эмоциональных отношений с детьми и исчезает большая часть проблем, связанных с межличностными отношениями. Поэтому текущее негативное эмоциональное состояние и настроение педагога не должно сказываться на его взаимодействии и общении с ребенком.
Следует особо отметить, что к «трудным» детям у воспитателей и педагогов часто складывается и «особое» негативное эмоциональное отношение, которое определяет менее доброжелательный и открытый, но более жесткий и формальный стиль общения.
Пятый закон обращает внимание на то, что: важнейшую роль при формировании и развитии внутренних личностных качеств играют особенности воспитательных воздействий, оказываемых на ребенка, как в семье, так и в образовательных учреждениях.
Существуют два принципиально различных способа организации условий для личностного развития человека: использование таких форм, способов и средств общения, поведения, деятельности, какие они хотели бы привить тому, с кем выстраивают психолого-педагогическое взаимодействия (личный пример, образцы межличностных взаимодействий). Регламентация того, что и как «воспитуемый» должен делать или не делать (от просьб до принуждения).
Оба способа в разной степени присутствуют в любой системе воспитательно-образовательном взаимодействий. Следует помнить, что эффективность вовлечения ребенка в достойные межличностные взаимодействия и личный пример намного выше, чем использование различных форм регламентации.
Вместе с тем регламентация - необходимый компонент в любой системе обучения, воспитания. Регламентация поведения должна быть четко определенной, последовательной и обязательно включать систему поощрений и психолого-педагогической поддержки.
Развитие личности ребенка-сироты процесс во многом стихийный и неуправляемый. При этом от педагога, прежде всего, зависит то, созданы ли условия для личностного развития и роста детей или нет. Безусловно, соблюдая изложенные законы и закономерности, не всегда и не во всем учитель может добиться тех результатов, к которым он стремится. Но если такие условия сознательно не создаются учителем, то личностное развитие будет сохранять стихийный и неуправляемый характер.
Проанализиров психолого-педагогические подходы к пониманию психолого-педагогического взаимодействия с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в процессе обучения, можно сделать вывод о том, что личность ребенка-сироты формируется не только на основе наследственных предрасположностей. Особое значения в обучении и воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет их эмоциональное состояние, уровень мотивации обучения и интеллект. Детерминирующий фактор формирования и развития личности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является их включения в различные формы общения и деятельность с другими людьми. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей наиболее эмоционально стабильны и эффективно развиваются на основе взаимодействия со сверстниками в таких видах деятельности, которые имеют социально позитивные результаты, и в которые ребенок готов включиться по собственному активному желанию и с интересом.
Статьи по теме:
Психолого-педагогическая характеристика детей с амблиопией
В практике работы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения до настоящего времени остается слабо разработанной проблема организация коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития познавательных возможностей каждого ребенка. Дошкольный возраст ...
Развитие фонематических процессов у младших школьников в
норме и при нарушениях произносительной стороны речи
Младший школьный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становиться новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Младший школьный возраст характеризуется ин ...
Развитие культуры и образования в период феодальной раздробленности и
культурной изоляции
В XIV—XV вв. в среде посадского населения Новгорода, Пскова, а затем и Москвы появляются еретические движения, получившие название движения стригольников и жи-довствующих. Основателем первого являлся дьякон Карп, бывший, по-видимому, одновременно цирюльником. О взглядах стригольников можно судить п ...