Формирование универсальных учебных действий в начальной школе

Страница 2

К концу обучения младшего школьника у него должны быть сформированы следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

– идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

– проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

– проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

– различать основные нравственно-этические понятия;

– соотносить поступок с моральной нормой;

– оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

– анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

– оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

– мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,

– проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

1. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:

– идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

– проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

– проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

– различать основные нравственно-этические понятия;

– соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

– анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

– оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

– мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,

– проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

2. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности:

– воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

– выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

– применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия.

1. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности

– удерживать цель деятельности до получения ее результата;

– планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);

– корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

– анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

2. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:

– осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

– оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

– анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Познавательные универсальные учебные действия

1. Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:

– различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

– выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

– анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

– презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

2. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции

– сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;

– выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

– классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

– выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения

3. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность

– высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

– составлять план простого эксперимента;

– выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

– выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

– преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

– моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);

– исследовать собственные нестандартные способы решения;

– преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

1. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом

– воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

– сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;

– анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;

– составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

2. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания

– оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

– различать особенности диалогической и монологической речи;

– описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

– характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

– характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;

– выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

– составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

– писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Дидактическая организация содержания художественно-эстетического воспитания
В настоящее время общество отчетливо осознает необходимость перехода всей системы образования на гуманистическую парадигму. Гуманизация образования в нашу эпоху перемен предполагает признание человека как личности, признание его права на развитие и проявление его способностей. Гуманистическая конце ...

Компетентностный подход как условие формирования личности
В педагогической литературе часто употребляется и уже "устоялся" термин "компетентность". Его широкое применение вполне оправдано в связи с необходимостью обновления содержания образования и уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования. ...

Направление работы по устранению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей
Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими разный уровень речевого развития, проводится в специальных группах для детей с ОНР. Согласно «Типовому положению о дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» в эти группы зачисляются: а) дети с 1 уровнем речевого развития начиная с тре ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru