Обычай входа, вселения в новый дом также одинаков по всей России и известен с древнейших времен. Вперед себя в новую избу пускали петуха и кошку или малознакомого человека, а то и вовсе неправославного (купцы приглашали соседского аптекаря-еврея или домашнего доктора-немца). За ними входил хозяин с иконой и хлебом-солью, а следом все семейство.
Старуха-хозяйка в старом доме накрывала стол скатертью и ставила на него хлеб-соль. Хозяин зажигал свечу перед образами и после общей молитвы клал икону себе за пазуху. А затем подходил к голбцу и говорил, отворив дверь в подполье: «Суседушко, братанушко, пойдем в новый дом! Как жили в старом доме хорошо и благо, так будем жить и в новом. Ты люби мой скоти мое семейство!»
После этого все отправлялись в новый дом. Хозяин нес петуха и курицу, хозяйка — хлеб-соль И квашню, остальные пожитки распределялись между члена ми семьи. Открыв дверь, хозяин, прежде всего, пускал в избу петуха и курицу и ждал, чтобы петух пропел на новоселье. Затем входил в дом, ставил икону, открывал голбец и приглашал: «Проходи-ка, суседушко, братанушко!»
Голбец
Голбцом называли сооружение типа примости, загородки или чулана в крестьянской избе между печью и полатями. А также припечье со ступеньками к печи и полатям, с дверцами, полочками внутри и с лазом в подполье.
Считалось, что домовой в новой избе сам выберет себе место. Он мог жить и за печкой, и под шестком, и под порогом. Но голбец и чулан были его излюбленными обиталищами.
Новоселье заканчивалось семейной молитвой. Затем хозяйка накрывала стол, затапливала печь и принималась за стряпню.
Существовал в старину и такой обычай, как перенос в новый дом из старого священного огня. Старшая женщина-хозяйка (мать или свекровь) последний раз топила в старом доме печь, выгребала горячие угли в чистый горшок и накрывала его белой скатертью. В новом доме с поклонами и хлебом-солью ее встречали молодые хозяева. Принесенные угли высыпались в печурку, снятой с горшка скатертью символически трясли но всем углам, как бы выпуская домового. Затем горшок разбивали и зарывали под передний угол. Если до новой избы было далеко и не удавалось перенести туда священный огонь, переносили вместо него кочергу и другие атрибуты очага.
Все остальные элементы ритуала «влазин» оставались неизменными практически всюду: икона, непочатый хлеб с горстью соли, квашня с растворенным тестом, петух, курица и кошка. Впуская в двери кошку, приговаривали: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор».
Петух
Петух — это символ огня, символ очага. Считалось, что если петух, внесенный в новую избу, запоет — это предвещает хозяевам счастливую жизнь. Если же молчит — значит их ожидает в новом доме какое-нибудь горе. Иногда петуха в ночь переселения до утра оставляли в избе, чтобы первый его крик прозвучал в новом жилище.
Кошка
В старину, когда начиналась гроза, хозяева старались выгнать кошек из дома, особенно черных, чтобы они не привлекли удара молнии.
Существовало много примет, связанных с поведением кошки в доме:
если кошка долго, старательно умывается — значит зазывает («намывает») гостей;
скребет лапами и царапает когтями по полу — зимой к метели, летом — к дождю и ветру;
ложится животом вверх — к теплу,
закрывает лапой мордочку — к морозу;
распускает хвост — к метели;
спит на полу — будет теплая погода;
залезает на печь — ожидается холод;
на кого кошка потянется — тому будет корысть;
вскочит кошка на божницу — будет в доме покойник.
Тому же, кто убьет кота, не будет ни в чем удачи в течение семи лет.
Не случайно кошку первой пускали в новый дом или квартиру. При этом, очевидно, думали: если суждено случиться какой-нибудь беде, пусть она случится с кошкой, а не с людьми!
Освящение жилища
Прежде чем семья начнет жить на новом месте, дом должен быть освящен. Глава семьи обращается к своему приходскому священнику с просьбой о благословении своего дома. В особо торжественных случаях освящать строение может высокопоставленный иерарх, которого сопровождают дьяконы, свещеносцы, хоругвеносцы, певчие.
Не удивительно, что все страшные истории с привидениями случались исключительно в неосвященных домах. Таинственные стуки, двигающаяся сама собой мебель и прочие сверхъестественные явления известны были давно. Эти страсти прекращались, когда новые хозяева дома звали батюшку освятить «нехороший дом».
На Руси некоторые предпочитали не селиться в новых домах, а старались купить тот, в котором уже кто-то жил до них («Покупай шубу шитую, а избу житую»).
Задаривание домового
Переход на новое место, или влазины, — ответственное и опасное дело. Новая изба пока пуста — в ней нет еще самого главного хозяина, без которого дом не дом. — домового.
Искушенные житейским опытом хозяйки-бабы, поставив икону в красный угол, отрезали ломоть от каравая хлеба и клали его под печку — домовому.
Статьи по теме:
Речевой портрет современного педагога
Каким должен быть педагог нового столетия? В общественных дискуссиях последних лет выделяются разные (нередко противоречивые) характеристики. Одно несомненно, современный педагог должен безупречно владеть родным языком. Д. С. Лихачев не раз говорил о значимости речевого портрета личности: «Вернейши ...
Анализ школьного учебника
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни. В настоящее время существует множество программ по дух ...
Особенности изменений и нововведений
Анализ всех сторон функционирования организации, в частности, анализ руководства, принятия решений и коммуникаций показывают, что организации не являются чем-то застывшим, а имеют динамический характер, вызванный определенными организационными изменениями. Изменения в организациях могут происходить ...