При выборе в избе места для житья домовой неразборчив: живет и за печкой, и под шестком, поселяется под порогом входных дверей, и в подызбице, и на подволоке, любит проводить время в голбцах и в чуланах.
Подызбице
Кладовая и погреб, подполье, она может быть нежилая. Также подызбицей называли особую зимнюю избенку, которой пользовались, чтобы сохранить в целости и сохранности белую избу. Подызбице — это и теплая избушка для мелкого скота.
Подволока
Так называли настилку или подшивку по матицам, накат или потолок, а также вышку, чердак, подпечье, куда клали ухваты, кочерги.
Жена домового, доманя, любит жить в подполье, причем крестьяне при переходе в новую избу зовут на новоселье и ее, приговаривая: «Дом-домовой, пойдем со мной, веди и домовиху госпожу — как умею награжу».
Без домового крестьяне не представляли себе жизни. Кто, кроме него, предупредит о грядущей напасти, кто скажет, какой масти надо покупать лошадей, какой шерсти покупать коров? Разъезжая на нелюбимой лошадке, домовой может превратить ее из сытого мерина в такую клячу, что шкура будет висеть как на палке.
Бывают лошади «двужильные» (переход от шеи к холке раздвоенный), в работе негодные: они служат только на домового. Кто об этом узнавал, спешил продать такую лошадь за бесценок: если такая лошадь околеет на дворе, то, сколько лошадей ни покупай потом — все они передохнут (счетом до двенадцати). Чтобы предотвратить гнев домового, околевшую лошадь следует вытаскивать не в ворота, а в отверстие, проломанное в стене хлева.
Чтобы избежать напастей, после покупки коровы или лошади повод от узды ' или конец веревочки перекладывали из полы в полу с приговорами пожеланий «легкой руки». Потом покупатель снимал с головы шапку и проводил ею от головы и шеи, вдоль спины и брюха животного. А когда скотину вели домой, то из-под ног по дороге поднимали щепочку или палочку и ею погоняли. Когда же приводили корову во двор, погонялку эту забрасывали: «Как щепочке не бывать на старом месте, как палочке о том же не тужить и не тосковать, так бы и купленная животина не вспоминала старых хозяев и не сохла по ним».
Затем животному давали кусочек хлеба, а к домовому обращались открыто, при свидетелях, кланялись в хлеве на все четыре угла и просили: поить, кормить, ласкать и холить и эту новую скотину, как бывалых прежних.
Охотнее всего домовой старается предупреждать о несчастьях, чтобы хозяева успели приготовиться к встрече с бедой и отвратить от себя напасть. Если слышался плач домового — быть в доме покойнику. Когда он у трубы на крыше заигрывал в заслонку — будет суд из-за какого-нибудь дела и обиды. Обмочит домовой ночью — заболеет тот человек. Подергает за волосы — остерегайся, жена: не ввязывайся в спор с мужем, а то может побить тебя, и очень больно. Загремит домовой в поставце посудой — осторожнее обращайся с огнем. Плачет домовой и охает — к горю, а к радости скачет, песни играет, смеется. Иногда, подыгрывая на гребешке, предупреждает о свадьбе в семье.
Домовой любит те семьи, которые живут в полном согласии, и тех хозяев, которые рачительно относятся к своему добру, в порядке и чистоте держат свой двор. Если такие хозяева забудут, например, замесить коровам корм, задать лошадям сена, то домовой сам за них позаботится.
Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство и старается во всем вредить: мучает и бьет скотину, засоряет навозом двор, давит каждую ночь и сбрасывает с печи и полатей на пол хозяина, хозяйку и детей. Но можно помириться с рассерженным домовым — положить ему нюхательного табака, или подарить разноцветные лоскутки, или просто угостить горбушкой хлеба, отрезанной от непочатого каравая.
Домовой-дворовый
Домовому доможилу со всем хозяйством одному не управиться, поэтому ему в помощь даны: дворовый, банник, овинник (он же гуменник) и шишимора-кикимора.
Домовые-дворовые обязательно полагаются для каждого деревенского двора, как домовой доможил для каждой избы. Банники — для всякой бани, овинники или гуменники — для всех без исключения риг и гумен (гумен, открытых со всех сторон, и риг, прикрытых бревенчатыми срубами с не протекающими крышами). Все они — те же домовые, только, в отличие от доможила, более злобного нрава. Дворовый очень похож на доможила.
Домового-дворового стараются ублажать всякими мерами, предупреждать его желания, угождать его вкусам: не держать белых кошек, белых собак и сивых лошадей (холит и гладит он вороных и серых). Если нельзя отказаться от покупки таковых, их нужно ввести во двор не иначе как через овчинную шубу, разостланную в воротах, шерстью вверх. С особенным вниманием ухаживает хозяйка за новорожденными животными, зная, что дворовый не любит ни телят, ни овец. Новорожденных животных стараются унести из хлева и поселить в избе вместе с ребятами. Нового «жильца» суют головой в устье печи, или «вдомляют» (сродняют с домом). На дворе домовому не подчинены одни только куры: у них есть свой бог.
Статьи по теме:
Теория дооперационального мышления
Стадией дооперационального мышления в теории Ж. Пиаже является период от 2,5 до 6 лет. В этот период ребенок постепенно овладевает логическим и систематическим мышлением. Задачей данного периода, согласно Пиаже, является преобразование мыслительных процессов в систему умственных операций. По Пиаже ...
Индивидуальный подход к младшим школьникам в трудовом обучении
Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей её класса и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним. Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии ...
Методы изучения коллективных явлений
Процессы воспитания, обучения носят коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также ...