Потом топили баню, в которой спустя несколько часов новобрачный и новобрачная должны были порознь мыться. Здесь их обмывали водой, медом и вином. А потом, молодой муж получал от жены в подарок купальную сорочку, вышитую у ворота жемчугом, и новое платье.
Доследующие два дня проводили в обильной, чрезмерной еде, питье вина, танцах и всевозможных увеселениях.
Деревенская свадьба
В 20-е годы XX века право выбора невесты всецело стало принадлежать молодым. Старики с этим примирились и ограничились скромной ролью советчиков.
Парень делал девушке предложение, и если последняя давала согласие, то он мог переговорить с ее родителями и получить их согласие.
После этого парень направлял своих родителей или сам шел разговаривать с родителями невесты.
Девичник и мальчишник.
Парни, одетые в лучшие наряды, собирались у ближайшего к дому невесты товарища. Девчата местом сбора назначали избу подруги, и в условленное время те и другие направлялись к невесте. Девчата пели: «Что При этом часе-времечке .»
С пением этой песни девчата и ребята, сверстники жениха и невесты, вваливались в помещение и рассаживались за накрытыми столами, уставленными кушаньями.
Прежде чем сесть за стол, девчата, как только перешагнут порог дома, стремительно бросались к столам, схватывали салфетки и швыряли к порогу в знак пожелания, чтобы подружки вышли в будущем году замуж (т.е. летели бы так, как летела к порогу брошенная салфетка).
Затем начиналось угощение. Есть много считалось неприличным, но радушные хозяева уговаривали своих гостей: «Кушайте, не стесняйтесь, затем и на стол ставили, чтоб ели. Пожалуйста, а то мы будем думать, что вам наше угощение не нравится!» Но если гости за столом скромничали, то потом они с успехом возмещали это другим способом: каждый из участников пирушки, пользуясь удобной минутой, брал гостинцы со стола и запихивал их в карманы.
Время от времени пели песни. Из песенок на мальчишнике большой популярностью пользовалась «Последний нынешний денечек .»
В промежутках между песнями молодежь вела веселые разговоры. На долю каждой девушки и парня перепадал не один десяток гостинцев за здоровье ее жениха и его невесты. Время проходило весело и обещало кончиться еще веселее, если бы не виновница всех деревенских неурядиц — самогонка.
Благословение. На другое утро, прежде чем соберутся гости, родители жениха благословляли сына, родители невесты — дочь. Дружка просил всех отойти в сторону, стелил на пол полотенце, брал с божницы икону и, становясь лицом к отцу, говорил торжественным голосом: «По светлой горнице похожу, таковых людей посмотрю, есть таковые люди: Иван Яковлевич и Василиса Николаевна? Сын ваш новобрачный, князь Иван Иванов, просит вашего родительского благословения».
Отец брал икону в руки и со слезами на глазах обращался к сыну: «Вот что, дорогой сынок: не забывай Бога, без Бога наша жизнь мертва. Не забывай родителей и живи с ними в согласии».
Затем начинались лобызания, и снова следовали благословения. Точно так же благословляли невесту.
За несколько дней до свадьбы девчата приносили из леса низенькую кудрявую елочку, наряжали ее букетами цветов из разноцветной бумаги и бусами из рябиновых ягод. В день свадьбы девушки с этой елью собирались у ближайшей к дому невесты подруги и от нее направлялись на торжество, распевая: «Не в трубушку трубят .»
Подружек с елочкой невеста встречала на крыльце; затем девушки садились за стол и громко голосили: «Кукует кукушечка, она за садочком .»
Песня кончалась словами «Может утешить», и затем девушки пели: «Утешает горькую родной батюшка .»
Эту песню девушки пели до тех пор, пока гости жениха не давали выкупа за
елочку.
Например, они назначали цену в пять рублей. После недолгих пререканий сходились на трех рублях и начинали величать. Величать начинали с жениха и невесты. Затем по порядку слева направо. Каждый, кого величали, платил за труды в среднем по 50 копеек. Деньги подавались всегда или в гостинцах, или в рюмках с вином, или в пирожках. Тому, кто подал мало или совсем отказывался от платы, пели суму: «Как Иван-то господин да все по миру ходил .»
После величания девчата уходили и гости оставались с хозяевами. Молодежь пела песни, старики подпевали им или затягивала собственную песню. Некоторые гости пускались в пляс. Но веселье длилось недолго, нужно было ехать в церковь. Дружка и гости снаряжали свадебный поезд. Другая часть гостей расходилась по домам. Через час только, самые близкие родственники: отец, мать, дружка, сваха, шафера — возвращались в дом невесты.
Во главе этой новой процессии шел дружка; он стучался в дверь невесты, приваривая: «Господи Иисусе Христе сыне божий, помилуй нас! Пустите нас!» Он повторял это три раза. После этого дверь отворялась, и гости входили в помещение, полное народа.
Выкуп невесты.
В правом углу комнаты плотным кольцом стояли девушки — подруги невесты, и среди них сидела наряженная ими невеста.
Статьи по теме:
Особенности детского досуга, его содержание
Одно из направлений деятельности педагога-организатора заключается в организации досуговой деятельности воспитанников. Понятие досуг восходит к временам античности. Аристотель, например, рассматривал досуг как явление наивысшего человеческого идеала, сопряженного с внутренним потенциалом человека и ...
Экспериментальное исследование влияния ценностных ориентаций
педагога на развитие межличностных отношений в детской группе
Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено психолого-педагогическое исследование, которое проводилось на базе ДОУ № 131 в период с января по апрель 2009 года. В нем принимали участие педагоги старшей и подготовительной групп, а также узкие специалисты, работающие с детьми этих групп – муз ...
Влияние педагогического общения на межличностные
отношения подростков
межличностный отношение подросток коллектив эмоциональный Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление вни ...