Методическое изучение темы

Страница 7

— шафер, который сопровождал жениха к венцу.

Бояре

— приятели и родственники жениха, сопровождавшие свадебный поезд.

Со стороны невесты избирались:

Поздняя, или повивальная, сваха

— убирала (повивала) голову невесты в женский убор, сопровождала ее к венцу.

Посаженый отец и посаженая мать, постельницы (две женщины)

— они готовили брачное ложе для невесты.-

Дружки

— подруги невесты.

Подженишники (или подкняжие)

— неженатые молодые люди и подневестницы — незамужние подруги невесты. Подженишников и подневестниц обычно бывало равное количество. Главную роль играла большая, или первая, подневестница (обычно сестра невесты) и первый подженишник.

Жениха и невесту называли «молодой князь» и «молодая княгиня».

Выкуп невесты.

К дому невесты первым подъезжал дружка, все остальные ждали. Для дружки важно было миновать охрану — привратников и придверников. Чаще всего охрана удовлетворялась, угощением — вином, но иногда приходилось делать подарки. Вслед за дружкой прибывал свадебный поезд. В это время дружка должен был выкупить место для жениха за столом рядом с невестой. Обязательно при этом шли в ход деньги, но часто подруги и родственники невесты испытывали дружку загадками.

Посидев за столом, все поднимались, чтобы ехать в церковь венчаться. Невеста, выходя из-за стола, старалась стянуть с него скатерть для того, чтобы все сидевшие за столом девушки вышли замуж. Родители невесты благословляли молодых одной из икон, которые обычно в этот момент стояли на разостланной шкуре или шубе. Молодым в обувь сыпали хмель и зерна.

Венчание.

При венчании жених и невеста давали обещание любить и служить друг другу в продолжение всей жизни. Затем пили вино, сперва невеста, потом жених, который тут же бросал чашу на пол и спешил наступить на нее. То же делала и невеста. Кто из них первый наступал, тот одерживал победу, и считалось, что он всегда будет господином (обычно это удавалось жениху).

Как только невеста надевала кольцо, и были провозглашены слова брачного союза, руку молодицы соединяли с рукой жениха, который до этого стоял по одну сторону алтаря, или стола, а невеста — по другую. Когда священник «связывал» брачный узел, невеста подходила к жениху, стоящему у самого конца аналоя, и падала ему в ноги, прикасаясь головой к его обуви, в знак ее покорности и послушания, а жених накрывал ее полой кафтана или верхней одежды, в знак обязанности защищать и любить ее. После этого жених и невеста становились рядом у самого конца аналоя, к ним подходили сначала отец и другие родные невесты, в знак будущего между ними родства и любви. Вместе с тем отец жениха подносил ломоть хлеба священнику, который тут же отдавал его отцу и другим родственникам невесты, заклиная его перед Богом и образами, чтобы он выдал приданое в целости и сполна в назначенный день и чтобы все родственники хранили друг к другу неизменную любовь. После этого они разламывали хлеб на куски и ели в знак истинного и чистосердечного согласия с этими словами, а также в знак того, что с этих пор они будут как бы крохами одного хлеба или участниками одного стола.

Потом жених брал невесту за руку и вместе с ней и родными, следующими за ним, шел на паперть, где их встречали с сосудами и чашами, наполненными медом и вином. Сперва жених брал полную чарку или небольшую чашку и выпивал ее за здоровье невесты, а за ним это делала невеста, приподняв покрывало и поднося чарку к своим губам.

Чарка

Чарка — маленький сосуд для питья с плоским или круглым дном или на ножках с закругленной ручкой, иногда с покрышкой.

После венчания.

От венца ехали в дом жениха. Там новобрачных встречали родители жениха, благословляли, осыпали снова хмелем и зерном. В доме жениха уже были накрыты столы. Пока все рассаживались, в отдельной комнате свахи переплетали невесту. Вместо одной девической заплетали две косы, оборачивали их вокруг головы и покрывали женским головным убором. Молодую сажали очень близко к мужу — так, «чтоб даже кошка не пробежала», и пели величальные песни. Иногда после свадьбы поступали иначе. По возвращении из церкви жених шел не к себе домой, а в дом к своему отцу, а невеста отправлялась к своим. И угощали порознь своих родственников. При входе в дом на того и другого бросали из окон зерновой хлеб в знак будущего изобилия и плодородия.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, где она и проводила ночь, не снимая покрывала с головы. Всю эту ночь она не должна была произносить ни одного слова, чтобы жених не мог ни слышать, ни видеть ее до другого дня после, заключения брака. В течение трех последующих дней она говорила мало — всего лишь несколько определенных слов за столом, но с особенной важностью и почтительностью. В ином случае ее поведение считалось весьма предсудительным.

По прошествии трех дней супруги отправлялись в свой дом и давали общ! пир своим родным с обеих сторон.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Статьи по теме:

Историко-философский аспект патриотического и гражданского воспитания
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить . воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и облад ...

Критериальные основы оценки качества образования
В литературе о качестве образования и мониторинге образования приводится значительное число отдельных критериев, критериально-оценочных комплексов и моделей (систем) мониторинга, построенных по различным основаниям. Ряд из них составлен только из показателей результатов. Так, разработчики Концепции ...

Основания технологии личностно-ориентированного обучения
Как показало исследование в самом общем виде трактовку понятия "педагогическая технология" в дидактике можно свести к трем основным точкам зрения. 1. Педагогическая технология (ПТ) отождествляется с формой организации учебного процесса (без дифференциации формы как способа обучения и, нап ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru