Методическое изучение темы

Страница 12

Дружка брал жениха за руку и подводил к невесте.

Девчата еще плотнее сжимались и требовали выкупа за невесту. Если следовал выкуп, девушки расступались, давая жениху дорогу.

Но ему опять не удавалось пройти к невесте и вести ее к столу: позади нее сидела девочка или мальчик с ножницами в одной руке и косой в другой. Девочка угрожала отрезать невесте косу, если жених не даст выкупа в ее пользу. После того как и это требование было удовлетворено, жених подходил к невесте и брал ее за руку; в это время невеста старалась наступить жениху на ногу, жених, в свою очередь, стремился наступить на ногу невесте;

Наконец жениху удавалось взять невесту за руку и повести за стол, а девчата запевали: «Уж вы, воры, воры лютые .»

Затем пели другую песню: «Как высокая свашенька .»

Потом снова величали гостей, и через несколько минут все садились в свадебный поезд. Последние спешили незаметно для невесты привязать сзади ее платья нитку и сделать на ней, по возможности, больше узелков. Сколько узелков удастся завязать, столько девушек, считалось, выйдет замуж.

На улице гадание продолжалось: нужно было бросить венки в воздух и разорвать их на куски, затем ловить брошенный свахой хмель. Все это делалось с одной целью: поймать женихов, выйти замуж.

Пока поезд трогается, один из членов семьи вбивает в косяк двери нож как верное средство от колдунов, иначе благополучно не достигнут церкви.

Свадебный поезд.

Наконец с молитвами и благословением поезд трогался в путь; все усиленно крестились. Проезжая по полю, невеста бросала носовой платок.

В дороге поезд делал несколько остановок. Когда поезд останавливался в первый раз, дружок заявлял: «Сломалась оглобля!» Сваха доставала подарок дружке — платок или еще что-нибудь, и поезд двигался дальше. Через некоторое время «рвались гужи». Дружок доставал выпивку, все выпивали по стаканчику и опять пускались в путь. Таким образом делали пять-шесть остановок, пока добирались до церкви.

Венчание.

Прежде чем приступить к обряду, батюшка говорил: «Если здесь есть партийные или вообще неверующие, пусть удалятся или ведут себя прилично».

Как только брачующимся предлагали подойти к аналою, они бросались бежать, так как существовала примета: кто первый наступит на ковер, тот будет главой в семье.

По выходе из храма вся процессия направлялась в церковную сторожку. Здесь стояла приготовленная закуска и выпивка. Первую кружку по правилу подносили батюшке, затем дьякону. Немного спустя батюшка затягивал какую-то песенку и прихлопывал по коленке. Потом просил гостей, которые уже садились в свадебный поезд, петь. Молодежь в ответ на его просьбу пела: «Церковь золотом залита .»

Когда поезд уже скрывался за околицей села, молодежь еще с большим задором продолжала: «Стой ты, сволочь толстопузая .»

Возвращение свадебного поезда в деревню.

В деревню поезд возвращался поздно вечером, что, однако, не мешало крестьянам собираться около дома жениха. В то время как молодых вводили в дом, девчата запевали: «По бережку-бережку бояре идут .»

Потом начиналась пирушка, которая длилась до поздней ночи. На заре и жених с невестой оставались, наконец, наедине.

Услужливая сваха стлала мягкую перинку, покрывала чистой простыней и оставляла молодых. Наутро она первой узнавала о прошлом невесты. Вся деревня потом судила-рядила о ее добрачном грехопадении или о ее девственности и непорочности.

На другой день утром, после того как молодые оденутся, дружка вводил их в избу, давал в руки невесте веник и заставлял подметать пол. По мере того как работа невесты подходила к концу, гости расшвыривали сор во все стороны, и невеста снова начинала мести с переднего угла. Так продолжалось до тех пор, пока она не уставала.

Затем брали один два старых горшка, клали в них деньги, кто сколько пожертвует, и бросали на пол. Невеста начинала выбирать деньги.

Свадьба у старообрядцев

Свадьба у старообрядцев отличалась тем, что старообрядцы не посещали церковь, а значит, и не венчались. Сватами чаще всего бывали крестный отец и дядя. При сватовстве положено было пройти в избу и сесть на лавку, стоящую вдоль половиц, стараясь захватить ногами как можно больше половиц, чтобы невеста ее ускользнула. Чтобы сватовство было удачным, сваты должны были коснуться рукой печки. К ней же прислонялась невеста, давая понять, что она согласна на замужество. Разговор между сватами и родителями шел совершенно открыто: «У нас жених, у вас невеста, нельзя ли их свести вместе да нам породниться».

Девичника не было, проводили вечерки, где молодежь, девушки и парни, веселилась вместе.

В баню перед свадьбой ходили только невеста и ее лучшая подруга. Утром перед свадьбой посещал баню жених.

После бани, уже одетый в свадебное платье, жених ждал прихода так называемых молчан — двух подруг невесты, которые приглашали жениха. Взяв чистый платок, две девушки отправлялись к нему в дом. Молча проходили через село, молча проходили двор, сени, переступали порог и останавливались. Доставали платок и молча расстилали его у своих ног. Не отвечали на приветствия, не принимали приглашения к столу. Молча стояли у расстеленного платка. Тогда друзья жениха начинали класть на платок угощение. Девушки молчали. Добавляли еще. Девушки молчали. Когда они решали, что угощений достаточно, поднимали платок и приглашали жениха к невесте.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Статьи по теме:

Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет
Игра «Овощной магазин». Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов. Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей. Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика. ...

Сущность понятия «речевые умения» их виды
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лекси ...

Информатизация образования
Реализация масштабной программы по подключению всех общеобразовательных учреждений России к сети Интернет началась в сентябре 2006 года. Ежедневно к всемирной паутине подключалось до 300 российских школ. В результате, за два года в рамках приоритетного национального проекта "Образование" ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru