Методическое изучение темы

Страница 25

Ильин день — 2 августа. Об этом дне народ сочинил пословицы:

Илья лето кончает.

Петр и Павел на час день убавил, а Илья-пророк — два уволок.

Илья — властелин самых страшных и благодетельных сил природы. В его подчинении дожди, гром, молнии, он посылает на землю плодородие. Хлеба к этому дню уже готовы к жатве, достаточно сильного ливня, града, палящей молнии, чтобы лишиться урожая.

Боясь прогневить пророка, чтобы не послал такую беду, в Ильин день не работали в поле, не косили, не убирали сено.

День святых мучениц. Хорошо известен день 30 (17) сентября. Его отмечают как именины те, кто носит имена Вера, Надежда, Любовь и Софья.

Софья и ее дочери жили в Риме во время правления императора Адриана. Узнав о том, что они приняли христианство, Адриан предложил всему семейству отречься от веры. Женщины проявили стойкость и наотрез отказались принести жертвы языческим богам. Тогда правитель подверг их пыткам.

На глазах у матери Софьи всех трех девушек обнажили, били, налили огнем и обезглавили. Мать сложила тела их в ковчег и вывезла из города. Три дня сидела Софья у могил мучениц, молясь Господу, и наконец сама уснула вечным сном.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и Софья с тех пор считаются заступницами и покровительницами всех женщин, получивших при рождении эти имена.

Выбор имени

Имя святого обеспечивало человеку его покровительство. Православный христианин должен был знать житие святого, в честь которого он назван, ежегодно праздновать день своих именин, следовать праведной жизни своего святого. Разрешалось, выбирать имя и самим родителям.

У многих народов существовала вера в магическую связь человека с его именем. Долгое время в России бытовал обычай давать, помимо христианского имени, языческое.

Считалось, что христианское имя обеспечивает покровительство ангела. Но чтобы нападки вредоносных духов шли как бы на другого, человек зачастую становился более известен под языческим именем, нежели под христианским. Нередко сами родители, особенно в тех семьях, где дети часто умирали, давали ребенку обидные, дразнящие клички, некрасивые имена, чтобы это имя отпугивало злых духов.

Чтобы выбрать счастливое имя, гадали: узнавали имя во сне или окликали ребенка — на какое имя он откликался, такое и давали.

С помощью имени, считалось, можно перенести на новорожденного положительные черты характера других людей. Поэтому детям давали имена умерших старших родственников. До сих пор по традиции из поколения в поколение принято называть мальчиков в честь дедушек, а девочек — в честь бабушек.

Празднование дня Ангела

Духовное рождение у христиан всегда считалось более значительным, чем телесное. Поэтому раньше день рождения оставался незаметным, многие о нем даже забывали, а вот день Ангела, или именины, праздновались каждым, кому позволяло материальное состояние.

Именины в народе.

С утра именинник или именинница рассылали гостям именинные пироги; знатность лица, которому посылался пирог, измерялась величиной посылаемого пирога. Пирог служил своеобразным приглашением на именины. Принесший пироги ставил их на стол и говорил: «Именинник приказал кланяться пирогами и просил хлеба кушать». Крестным отцу и матери обычно посылали сладкие пироги в знак особого уважения. В некоторых губерниях Центральной России вместо пирогов родным рассылали так называемые именинники — большие сдобные булки без начинки, сверху утыканные изюмом. В каждый дом приносили по одному такому пирогу.

Сходясь за праздничным столом, гости подносили виновнику торжества подарки; лица духовные благословляли именинников образами, а светские дарили отрезы материи, кубки или деньги.

Именины у царей.

У царей существовали свои правила празднования именин. Так, государь в день своих именин, выходя из храма от обедни, сам раздавал именинные пироги. То же делала царица на своих именинах. Совершеннолетние царевичи раздавали пироги сами за себя, а от имени царевны или малолетнего царевича раздавал пироги царь. Если именинником был боярин или окольничий, то он приходил с пирогами к царю; царь принимал пироги и спрашивал именинника о здоровье, потом именинник представлялся царице и также подносил ей пироги.

Царю на день Ангела в обязательном порядке подносили подарки. Все торговые люди должны были сделать царю подарки, которые отсылались на казенный двор и с казенного же двора продавались. Нередко случалось, что купец покупал на казенном дворе ту же самую вещь, которую когда-то подарил царю, и теперь подносил ее государю во второй раз.

За именинными столами приглашенные гости пели многолетие, а после застолья царь-именинник, со своей стороны, одаривал гостей. После застолья гости танцевали, играли в карты, пели.

Прийти с поздравлениями имениннику в день Ангела могли не только приглашенные. Имениннику дарили красивые открытки-поздравления, дети преподносили милых ангелочков, склеенных из бумаги.

Страницы: 20 21 22 23 24 25 26


Статьи по теме:

Опыт работы учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии
Рассмотрим опыт работы учителей начальных классов МОУ СОШ №1 им. П.К. Коршунова с. Алтайское Алтайского района по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках технологии. Информация по данной проблеме получена в методическом кабинете школы, путем изучени ...

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста
Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств. Обследование - это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети уча ...

Цель, задачи, содержание, выводы контрольного этапа исследования
Контрольный этап исследования проводился в апреле 2012 года. Целью данного этапа было выявление педагогических условий, необходимых для успешного формирования представлений о цвете. Исходя из цели были поставлены задачи: 1) Выявить уровень сформированности представлений о цвете у детей третьего год ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru