Изучение проблемы сенсорного воспитания зарубежными и отечественными педагогами и психологами

Аналитическое образование » Сенсорное воспитание детей раннего возраста » Изучение проблемы сенсорного воспитания зарубежными и отечественными педагогами и психологами

Страница 2

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги) [9, с.77]. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Ознакомление с восприятием формы, величины и цвета составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, т.е. от развитости ощущений и восприятий.

Сенсорное развитие определяется как формирование новых, не существовавших у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств под влиянием активного педагогического воздействия. Такое понимание сенсорного развития детей позволяет обозначить сенсорное воспитание как целенаправленное совершенствование у детей сенсорных процессов.

Вывод: проблема сенсорного воспитания детей еще с конца 19 – начала 20 веков привлекала пристальное внимание отечественных и зарубежных педагогов и психологов и до сегодняшнего дня остается актуальной и значимой для ребенка. Сенсорное воспитание дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Важнейшим элементом его усложнения является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых им качествах предметов. По мнению Л.А. Венгера, оно состоит из: ознакомления детей с сенсорными эталонами и выработки у них перцептивных операций по применению усвоенных эталонов для обследования предметов и явлений, выделения и характеристики их свойств. Основным методом формирования представлений об эталонах ученые считают обследование детьми разновидностей свойств предметов. В процессе данной деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Направление работы по устранению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей
Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими разный уровень речевого развития, проводится в специальных группах для детей с ОНР. Согласно «Типовому положению о дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» в эти группы зачисляются: а) дети с 1 уровнем речевого развития начиная с тре ...

Социализация детей и подростков через компьютерные игры
Могут ли компьютерные игры быть «воспитателями»? Да, поскольку многие из нас помнят, какое сильное воздействие оказала на нас в детстве или отрочестве любимая книга. Герои ее часто становились идеальными образами – объектами для подражания. Сегодня эту роль чаще выполняют герои компьютерных игр. Ко ...

Психолого-педагогические условия по воспитанию положительной оценки к окружающему миру у младших школьников
Ценности педагогики не существует в изолированном пространстве. Социально-духовные сферы разных стран влияют друг на друга. Кризис или подъем в одних вызывает соответствующие изменения в других, поскольку все локальные подсистемы культуры (и образование в том числе) составляют открытую и динамическ ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru