Педагоги и психологи о детском изобразительном творчестве

Страница 1

Становление творческих качеств начинается уже в дошкольном возрасте. Этот период является наиболее сензитивным для развития различных видов творческой деятельности - игры, драматизации, изобразительной деятельности и пр., и следовательно, для развития творческих качеств личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, О.К. Тихомиров, Л.И. Божович, М. И. Лисина, П.М. Якобсон и другие). Многие отечественные исследователи изучали детское творчество в какой-либо конкретной деятельности - познавательной (Е.В. Рыжова), игровой (Л.А. Венгер, А.П. Усова, Е.О. Смирнова, О.В. Гударева), театральной (И.Г. Андреева). Особо следует отметить исследования, посвященные творческого воображения дошкольников (Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцев).

Л.А. Парамонова выделяет следующие особенности творчества дошкольника. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. п. Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это вторая особенность детского творчества. Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам. И даже в музыкальном творчестве ребенка наблюдается одновременность сочинительства и исполнения. И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй .

В настоящее время понятие способности является одним из наиболее широко используемых психологических понятий в сфере образования. При этом возникла существенная сложность с применением данного понятия: с одной стороны, к способностям стало относиться все: вся сфера возможностей ребенка, проявление его индивидуальности, творческого потенциала и пр.; с другой ‑ понятие способностей стало перекрываться другими психологическими понятиями, такими, как уровень интеллектуального развития, уровень развития творческого мышления, индивидуальные особенности умственного развития, превращаясь тем самым в ничто, теряя свое собственное психологическое содержание. В подобной ситуации встает вопрос о необходимости определения понятия способности.

В истории отечественной психологии проблема способностей рассматривалась неоднократно (исследования Б.Г. Ананьева, Э.А. Голубевой, В.Н. Дружинина, В.А. Крутецкого, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и других). При этом можно выделить два основных подхода к данной проблеме. В основе первого из них лежит, прежде всего, теория развития способностей Б.М. Теплова.

Второй подход, связанн с рассмотрением способностей как родовых качеств человека, и основан на теории Л.С. Выготского, имеет свою историю и свое продолжение в современных исследованиях. К понятию способность Л.С. Выготский обращался, в основном в своей Педагогической психологии, обозначая этим понятием фактически отдельные, но находящиеся в неразрывной взаимосвязи высшие психические функции.

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности. Одним из важных моментов в процессе обучения и воспитания является вопрос о сенситивных периодах, благоприятствующих становлению тех или иных способностей.

Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Качественный анализ способностей направлен на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые необходимы для эффективного осуществления какого либо конкретного вида деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятие таланта и гениальности. В советской психологии проблема способностей освящается в работах Б.М. Теплова, Н.С. Лейтеса .

Анализ литературы показал, что традиционно способности подразделяются на общие и специальные. Под общими способностями понимается определенная система индивидуально-психологических свойств и качеств личности, обеспечивающая успешность овладения различными видами деятельности. Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой либо области деятельности. Психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определённого вида деятельности (музыкальной, сценической, литературной и т. д.) развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки, например: музыкальный слух и память. В настоящее время показано существование особых сенситивных периодов, на протяжении которых развитие специальных способностей происходит особенно благоприятно.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Художественное восприятие. Теоретические основы
Вся педагогическая работа по организации художественного восприятия-созерцания может быть намечена в двух главных направлениях: переживания (с преобладанием эмоционально-волевых моментов) и познания (с преобладанием логически-мыслительных процессов). Между этими направлениями нет непереходимой проп ...

Культуроведческий подход к обучению межкультурному общению на иностранном языке
Культуроведческий подход обусловливает методическую систему обучения английскому языку как второму иностранному, т.е. цели, содержание и общие принципы обучения, а также определяет модель обучения, описывающую приемы формирования межкультурной компетенции и реализацию этих приемов в комплексе конкр ...

Мониторинг: история, сущность, функции и принципы
Анализ показал, что педагогический мониторинг имеет глубокие исторические корни. Сбор информации о различных сторонах жизни школы - об учащихся и учителях, о некоторых сторонах образовательного процесса и т.п. - уже в конце 19 века был предметом забот не только органов центральной власти, но и боль ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru