Но подросток только внешне был «лохматым чудовищем». В голове его кипела вечная работа, мечты переполняли его. Каждую свободную минуту он бежал в библиотеку.
В 1898 году (сколько лет ему было?) случилось событие, которое изменило его жизнь.
– Что это за событие?
Из повести «Серебряный герб», и в воспоминаниях таким исключительно важным событием названа случайная покупка на рынке растрепанной книжки «Самоучитель английского языка».
И вдруг подросток сделал невероятные «открытия»: « .из него я в первую же минуту узнал, еще не дойдя до моего чердака, что ink – это чернила, dog – собака, snoop – ложка. И вскоре так увлекся этими драгоценными сведениями, что целый год не расставался со своей изодранной книгой. Таскал я ее с собою повсюду .»
Кто из вас читал «Серебряный герб», тот знает, какой способ изучения языка придумал мальчик, когда работал красильщиком крыш.
В 1898 г. его статью о литературе напечатали в одесской газете. И постепенно он стал все больше и больше писать и печататься. Новое испытание пришло неожиданно и было опасным и тяжелым.
Начиналось все великолепно. Редакция газеты посылала его собственным корреспондентом в Лондон. Это был 1903 год. Для еще полунищего юноши это было невероятное счастье. Ему назначили большое жалованье. Жизнь улыбалась.
Но . Не успел он устроиться в Лондоне, как все изменилось. Газету в России запретили, юноша остался в Лондоне совершенно одиноким, никому не нужным и абсолютно нищим.
«Жил я в комнате с камином, который я, конечно, не топил, так как у меня угля не было, но сажа валила из этого камина при малейшем ветерке ужасная. Я сражался с ней. Руки у меня всегда были черные, как у трубочиста. В той комнате, в которой я поселился, раньше жил вор. Этот вор заказал себе вперед на целый месяц доставку хлеба и молока. И вот, бывало, когда постучат в наш молоток (там на дверях вешали молотки), постучит молочник, – я бегу вниз быстрыми ногами, потому что соседи тоже ринутся за этим молоком, хватаю это молоко (оно было в таком ведерке маленьком), да еще хватаю булку, которую доставлял этому вору булочник, съедаю ее – это на весь день, и вот шатаюсь по Лондону, предлагая свои услуги в разных предприятиях. Меня отовсюду гонят, потому что я небритый, потому что у меня грязный воротничок, потому что я не внушаю никакого доверия».
Пережив много унижений и лишений, он все-таки сумел найти людей, которые помогли ему пароходом добраться сначала до Константинополя, а потом до Одессы. И снова начались дни поисков работы, многочасового чтения и сочинения разных статей и книг.
Пройдет много лет, будет пережито много испытаний, в которых сформируется талант Чуковского. Но даже эти две истории, о которых мы сегодня узнали, позволяют говорить о том, какие же качества отличали этого человека. Увлеченность книгами, желание все знать, энергия в преодолении трудностей, упорство в труде, трудолюбие, героическая дисциплина.
Хочу обратить ваше внимание на то, что Чуковский сочинял не только для детей. Он был серьезным знатоком литературы и как критик писал статьи о разных поэтах и писателях. С годами он сделался настоящим большим ученым-литературоведом.
С 1913 года он начал изучение жизни и творчества Н.А. Некрасова и написал о нем хорошие статьи. Чуковский собирал некрасовские письма, стихи. В 1920 году он издал полное собрание сочинений поэта, а в 1962 году был удостоен Государственной премии за книгу «Мастерство Н.А. Некрасова». В этом же году Оксфордский университет присудил ему почетное докторское звание.
И это еще не все, что сделал Чуковский. Но вернемся все-таки к его творчеству для детей.
– Какие, на ваш взгляд, качества К. И. Чуковского позволили ему написать такие сказки? Конечно, он сам был похож на своих любимых героев, был добрым и смелым. Он любил детей, хорошо их понимал, с удовольствием играл с ними. И еще одна замечательная особенность: когда приходило хорошее настроение, он умел радоваться от души, делался по-настоящему счастливым. Часто в такие моменты он и сочинял свои стихи для детей. Сохранился его рассказ о том, как создавалась «Муха-Цокотуха».
«Я очень люблю вспоминать, как эта вещь писалась. У меня бывали такие внезапные приливы счастья, совершенно ни на чем не основанные. Именно тогда, когда моя жизнь складывалась не очень-то весело, вдруг наперекор всему находили на меня приливы какого-то особенного нервного возбуждения. Такое настроение было у меня 29 августа 1923 года, когда я, придя в нашу пустую квартиру (вся семья моя была на даче), вдруг почувствовал, что на меня нахлынуло, что называется, вдохновение.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла!
Я еле успевал записывать на клочках бумаги каким-то огрызком карандаша. И потом, к стыду своему, должен сказать, что когда в сказке дело дошло до танцев, то я, 42-летний, уже седеющий человек, стал танцевать сам. И это было очень неудобно, потому что танцевать и писать в одно и то же время довольно-таки трудно. Я носился из комнаты в коридор и на кухню, и вдруг у меня иссякла бумага. В коридоре я заметил, что у нас отстают обои. Я отодрал лоскут обоев и на этих обоях закончил все.
Статьи по теме:
Психологический
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить и о сензитивных периодах нравственного развитии ребенка. Как отмечал Л. С. Выгодский, «нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возр ...
Проблемный метод обучения иностранному
языку
Одним из направлений научного поиска в области повышения эффективности и результативности учебного процесса является проблемное обучение, которое рассматривается сейчас в качестве одного из наиболее действенных средств решения таких сложнейших задач, как развитие умственных сил, познавательной акти ...
Сеть школ и их учебно-материальная база
Распространение на Восточную Сибирь с 1867 г. действия «Положения об управлении гражданскими учебными заведениями в Западной Сибири» от 12 апреля 1859 г. имело также благотворное влияние и на создание системы среднего образования в регионе. В 1868 — 1869 гг. открыли Красноярскую губернскую гимназию ...