Эффективность преобразующих воздействий зависит в конечном счете, от их способности вовлекать человека в процесс самопреобразования.
Поэтому основным структурным признаком конструктивного знания является его привлекательность, «интересность».
Непривлекательное, неинтересное знание заведомо неконструктивно.
Как сделать интересно?
Привлекает и вызывает интерес человека лишь то, в чем он усматривает для себя смысл.
Поэтому все системы конструктивного знания строятся вокруг какой-то жизненной проблемы или группы проблем, значимых фактически для каждого человека.
Цель: заставить человека почувствовать, что речь идет о вещах ему небезразличных, вещах, которым он лично придает определенный смысл.
Репродуктивное знание • Давление сверху (через учебные программы) Соблюдение строгой дисциплины Обучение по книгам Формирование через повторение несистемных умений и навыков Подготовка к неясному и туманному будущему Статические (неизменные) цели и материалы |
Конструктивное знание • Саморазвитие и самораскрытие личности Свободное взаимообщение Обучение через жизненный опыт Освоение умений и навыков для достижения жизненных целей Использование возможностей сегодняшнего дня Динамика повседневно изменяющегося мира |
Запоминание материала при использовании некоторых приемов обучения (таблица Н.Сандерса по идеям А. Маслоу)
Учебные действия |
Уровень (показатель) запоминаемости |
Лекция |
5% |
Чтение |
10% |
Использование аудио- и видео- средств |
15% |
Демонстрация (схемы, таблицы, диаграммы) |
30% |
Дискуссия |
50% |
Практические действия |
75% |
Немедленное использование знаний, учить других |
90% |
Мы учимся
• 10% когда читаем,
• 20% когда слушаем,
• 30% когда видим,
• 50% когда видим и слушаем,
• 70% когда дискутируем,
• 80% когда экспериментируем,
• 95% когда учим других.
Вильям Глассер Одним из методов конструктивного знания является метод интерактивного обучения.
Интерактивное обучение: меняет прежнее одностороннее понимание процесса познания (учителецентрическое, где основными глаголами были «учить», «давать знания») на двустороннее, диалогическое, воспринимая его как процесс «усвоения знаний», где основную роль выполняет обучающийся (ученикоцентрическое), который самостоятельно конструирует знания («учиться»).
Цели ИМО:
• Создание среды
• Обучение через действия
• Связь с жизнью
• Формирование самостоятельности и индивидуальности
1. Создание среды:
- Создавать условия, в котором обучающийся мог ощутить успешность своих действий;
- Создавать условия для открытого и свободного творческого общения между обучающимися;
- Преподносить знания не в готовом виде, а предоставлять возможности для поиска и исследования, направлять и стимулировать обучающихся.
2. Обучение через действие:
- Обучающиеся должны понять, что усвоение знаний наиболее эффективно
только через самостоятельные действия;
- Подвигать обучающихся к активным действиям;
- Организация процесса активного усвоения знаний посредством интерактивных приемов.
3. Связь с жизнью:
- Основывать обучение на практических действиях, рассматривать дисциплину и тему занятий как способы решения жизненных проблем;
- Каждое занятие есть установление связей с миром, с реальной жизнью.
Статьи по теме:
Опыт организации юннатского движения в ряде ЭБЦу российских регионов
В данной главе мы приводим сведения о работе некоторых станций юннатов и эколого-биологических центров учащихся, полученные на основе проработки информационных материалов (отчетов СЮН и ЭБЦу, работ учащихся на Всероссийских итоговых мероприятиях). Как показывает практика, изменились приоритеты в на ...
Методические основы формирования у младших школьников
умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
по окружающему миру
Период обучения в начальной школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности (культуры) личности. Младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а зате ...
Принципы и методы теории воспитания
Принципы воспитания Эффективность воспитательного процесса во многом определяется знанием и пониманием педагогом основных закономерностей психических явлений воспитанников, их специфики, зависящей от различных внешних и внутренних факторов. Закономерности воспитания обусловливают принципы, на котор ...