Коррекция фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Аналитическое образование » Развитие фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи » Коррекция фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Страница 4

Настя Б. имееторганическую открытую ринолалию, как следствие врожденного дефекта неба – расщелины, в результате чего возникает специфический нозальный акустический эффект. Ребенку доступны только элементарные, недифференцированные движения языка. Нарушено взаимодействие артикуляционной мимической мускулатуры: измененные движения лицевых мышц в процессе артикуляции, наличие синкинезий. Страдает снижением слуха, в связи с частыми простудами, насморками, воспалениями евстахиевой трубы, ведущими к заболеваниям уха. Наиболее дефектны гласные звуки, артикуляция согласных сдвигается кзади, звуки искажаются, приобретают хрипловатый оттенок. Характерно большое количество замен звуков, причем звуки-субституты также являются искаженными. Нарушены согласные звуки, требующие наиболее высокого ротового давления – диагноз органическая открытая ринолалия, ФФНР.

Таким образом, у большинства детей преобладает межзубное, боковое произношение свистящих и шипящих в сочетании с горловым произношением звука р. Спастическое напряжение средней спинки языка делает всю речь Марины У. смягченной. При спастичности голосовых связок наблюдается дефект озвончения (Карина Н.), а при их паретичности — дефект оглушения (Николай С.). Шипящие звуки при дизартрической симптоматике формируются в более простом нижнем варианте произношения (Карина Н.). Наблюдались не только фонетические, но и дыхательные, просодические нарушения речи.

Исследование было направлено на изучение развития фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.

Целью исследования являлось диагностика фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи. Исследование состоит из четырех глав, каждой из которых решаются сформулированные задачи.

В первой главе «К вопросу изучения формирования фонематических процессов» анализируется психолингвистическая, педагогическая, психологическая и логопедическая литература по проблеме исследования. Изучены работы таких авторов как А.Р. Лурия, А.Н. Гвоздёв, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Т.Б. Филичева, Лалаева Р.И., Тищенко В.В., Ермаковой И.И. и других.

Анализ литературных данных показал, что фонематический слух является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов. В работах всех исследователей речи подчёркивается, что восприятие и понимание образует единый процесс. Смысловое восприятие, включая в себя осмысление и предполагая работу памяти, является сложной перцептивно - мыслительно - мнемической деятельностью.

Во второй главе представлены организация, содержание методик исследования фонематической системы, характеристика детей экспериментальной группы.

Методики исследования разработана на основе существующих методик обследования детей с нарушениями речи таких авторов как Волкова Г.А., Лопатина Л.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Серебрякова Н.В, Лалаева Р.И., Тищенко В.В., Ермаковой И.И

Предложенные методики исследования включали следующие разделы:

1. Исследование слухового внимания и восприятия.

Исследование характера произношения.

Исследование сформированности слухо - произносительной дифференциации звуков речи.

Исследование фонематического анализа.

Исследование фонематического синтеза.

Исследование фонематических представлений.

По результатам исследования мы выяснили, что Марина У. имеет лёгкую степень дислалии без ФФНР, Николай С. - тяжёлую степень дислалии с ФФНР; Карина Н. - ФФНР, дизартрия; Настя Б. имеет органическую открытую ринолалию, как следствие врожденного дефекта неба – расщелины, ФФНР.

Основываясь на анализе исследования, были определенны направления коллективной работы. При разработке данной методики коррекционного обучения по формированию фонематической системы использованы приёмы, методы и системы обучения, описанные в работах В.К. Орфинской, Д.Б. Эльконина, Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Г.А. Каше, И.А. Смирновой, Т.Б. Филичевой.

Материал располагается так, чтобы одновременно был пригоден для решения всех поставленных задач, т.е. чтобы в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же другом звуковом материале проводить упражнения, направленные на анализ и синтез звукового состава слова. Учитывая специфику речевых нарушений у детей с нарушением произносительной стороны речи, в системе обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи, массаж, дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н., игры и стихотворения. Кроме того, в системе обучения предусмотрены упражнения для развития неречевых психических процессов - мышление, внимания, памяти.

Страницы: 1 2 3 4 


Статьи по теме:

Методические приемы, используемые на коллективных занятиях
Взаимные диктанты. Предварительно нужно заготовить достаточно текстов и наклеить на карточки на одни и те же правила. Порядок работы: 1. Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (без предварительного чтения текста в целом). 2. Другой ученик, (т.е. тот, кто перед этим писал) чи ...

Экспериментальное исследование влияния ценностных ориентаций педагога на развитие межличностных отношений в детской группе
Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено психолого-педагогическое исследование, которое проводилось на базе ДОУ № 131 в период с января по апрель 2009 года. В нем принимали участие педагоги старшей и подготовительной групп, а также узкие специалисты, работающие с детьми этих групп – муз ...

Специфика развития скоростно-силовых способностей детей старшего дошкольного возраста
С первых дней рождения и на протяжении всего дошкольного возраста ребенок растет и развивается, особенно это заметно на первом году его жизни. Ребенок в несколько раз увеличивается в своих размерах. Именно в это время необходимо полноценно развивать детей не только психически, но и физически. И поэ ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru