Преподаватели средних учебных заведений имели гораздо больше прав и преимуществ, чем учителя народных школ. Их награждали чинами, орденами и денежными выдачами. Директора гимназий по выслуге лет получали чин 5 класса, инспектора гимназий после четырёх лет службы состояли в 6 классе, учителя основ наук — в 8 классе, учителя чистописания и рисования — в 9 классе, помощники классных наставников — в 10 классе.
Преподаватели основных предметов с высшим образованием в среднем и 5-7 раз получали жалование выше, чем учителя народных школ.
Кроме педагогических советов (комитетов), в средних учебных заведениях существовал ряд комиссий, занимавшихся компетенции решением вопросов, называемым ходом учебно-воспитательного процесса. В первое время к числу таких комиссий принадлежали предметные и классные комиссии.
Со второго полугодия 1915-1916 учебного года начали создавать воспитательные комиссии согласно циркулярному распоряжению министра народного просвещения от 19 января 1916 г.
Создание воспитательных комиссий, наряду с организацией родительских комитетов, способствовало сближению школы и семьи, усиливало участие семьи в решении вопросов школьного воспитания, расширяло демократические начала в жизнедеятельности школ.
Новый министр народного просвещения, издав циркуляр от 28 сентября 1915 г. «О мерах к улучшению школьной жизни» и усилив роль педагогических советов, дал им возможность стать «органами подлинной педагогической творческой мысли». Особенно характерен в этом отношении циркуляр от 19 ноября 1916 г. « О предоставлении педагогическим советам средних учебных заведений почина в принятии мероприятий, направленных к улучшению школьной жизни». Этим циркуляром П.Н. Игнатьев предоставил педагогическим советам «широкий почин в изыскании мероприятий, направленных на улучшение школьной жизни», подчёркивая, что «именно педагогическим советам вверяется дело воспитания и обучения в школе». В целях усовершенствования внутреннего строя школьной жизни педагогическим советам вменялось в обязанность «теснейшее общение с учащимися и их родителями».
Последующее расширение прав педагогических советов и установление демократических основ в их деятельности произошло после Февральской революции 1917 г., когда восточносибирская средняя школа получила с изданием восточносибирским округом положения о школьных советах при учебных заведениях права на автономию. Создание школьных советов и автономизации средней школы были связаны не только со школьной политикой Временного правительства, но также и с решением июньского 1917 г. съезда преподавателей средней школы, прошедшего при полной поддержке и активном участии главного инспектора училищ В.Г. Архангельского.
Кроме педагогического персонала, в школьные советы входили представители от городской общественности, родителей учащихся и сами учащиеся.
Ачинская женская гимназия в младших классах перешла на программы высших начальных училищ, а в старших - реального училища, при этом набрав в младшие классы не только девочек, но и мальчиков. Нижнеудинская женская гимназия ввела программы мужской гимназии в первом классе, с тем, чтобы затем полностью перейти на программы мужской гимназии и т.д.
Статьи по теме:
Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении
В педагогической литературе указывается на то, что в истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса. В 20-30-е гг., когда система общественного дошкольного воспитания еще только развертывалась, педагогический процесс строился по организующим ...
Тип речевой культуры современного педагога
Ученые Ф.Н. Гоноболин и Т.А. Ладыженская утверждают, что словосочетание «речь педагога» ,как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие от речи письменной). Под устной речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса — ...
Графо-моторные нарушения, возникающие при письме
В процессе письма первоклассники с ОНР часто испытывают: трудности в ориентировке на тетрадном листе, проблемы в удержании строки (при письме на нелинованной бумаге), колебания наклона и высоты букв, несоответствие размеров их элементов. Ошибки в начертании, а также несоблюдение размеров и пропорци ...