В Великобритании находится Центр исследований одаренных детей. Действует ассоциация содействия одаренным детям. Растет число школ, где для одаренных учащихся создают специальные отделения и потоки с курсами интенсивного, расширенного и обогащенного обучения. Английские педагоги накопили немалый опыт по диагностическому тестированию, методикам обучения одаренных детей, подготовке учителей к работе с данной категорией учащихся.
В Германии с 1985 г. в Гамбурге действует особая служба консультаций по специальному обучению наиболее способных учащихся. В начале 90-х годов в Бад-Вюртемберге были созданы 4 общественных гимназии, где одаренные дети могут проходить курс обучение в течение 8, а не 9 лет, как обычно.
Во Франции с середины 80-х годов в некоторых начальных учебных заведениях появились классы для одаренных учащихся. Особая школа для детей с ранним умственным развитием была создана в начале 90-х годов в Страсбурге.
В Японии отношение к проблеме обучения одаренных детей сравнительно сдержанное. Впрочем, неточно утверждать, что японская школа стоит в стороне от задач выявления и обучения наиболее способных учащихся. С середины 60-х годов в некоторых учебных заведениях проводится тестовая диагностика одаренных школьников, с которыми затем стараются заниматься более интенсивно; для них предназначены специальные книги и пособия.
Вызовом традиционному скепсису к специальному обучению одаренных детей явилась частная школа в Токио под руководством Томонага и Фусими (рубеж 60-70-х годов). Это было учебное заведение для детей младшего школьного возраста. Школа быстро приобрела популярность. За короткий срок число учеников выросло с 7 до 100. Спустя год обучения индекс интеллекта учащихся школы увеличился на 20 - 30 пунктов. Через 2 года некоторые двенадцатилетние учащиеся обошли по тестовым показателям сообразительности многих студентов Токийского университета - одного из лучших национальных вузов. Преподаватели были предельно внимательны к своим ученикам. За тем, что в обычной школе считается строптивостью, они улавливали пытливый ум. Отличия проявлялись и в организации обучения. Ученики приходили в школу 2 - 3 раза в неделю, занимаясь не более 2 часов. Все это было мерами вынужденными, поскольку ученики параллельно обучались в обычной школе. Специфическими были преподавание и учение. Учитель занимался не более чем с четырьмя ребятами. Ученики и учитель выступали равными партнерами.
Хорошо понимают необходимость воспитания собственной интеллектуальной элиты в России. Здесь накоплен важный опыт работы с талантливыми детьми. Всемирную известность получила, например, действовавшая в 60-70-х годах детская математическая школа в Новосибирском отделении АН СССР (школа Колмогорова). В 1989 г. была разработана долговременная комплексная программа «Талантливые дети», за которую ответственен Российский культурный фонд. Фонд организует участие одаренных юных математиков, физиков, музыкантов в международных конкурсах, предоставляет им стипендии. В 1996 г. стипедиантами Фонда были 229 одаренных школьников. Попытка специального обучения одаренных детей была сделана в возникших в начале 90-х годов гимназиях и лицеях. Открыты особые учебные заведения для одаренных детей, например, школа в Коптево (Москва).
В отдельных регионах стали традицией многопрофильные зимние и летние школы для одаренных детей. Такие школы организуются в последние годы в Самарской области. Сюда приезжаютпобедители областной школьной олимпиады. На подобных выездных сессиях не ставят оценок, вместо уроков - лекции и занятияпо секциям (физика, математика, литература и русский язык,биология, химия, история и право, география и экономика). После обеда вожатые (студенты педагогического университета) помогают организовать досуг школьников.
Раскрытие проблем одаренных детей младшего школьного возраста происходит через взаимосвязь их со сверстниками и взрослыми. Как выяснилось, дети имеют проблемы. В курсовой работе были упомянуты те из них, о которых наиболее часто сообщают исследователи
В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных детей, которые помогли бы избежать им всех трудностей, либо они не в достаточной степени реализуются. Но стоит отметить и то, что все же существуют эффективные методы по совершенствованию обучения одаренных детей, такие, как ускорение и обогащение. Немаловажную роль в процессе обучения играет личность педагога. Исследования показывают, что техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и у обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информацию, устраивают демонстраций и реже решают задачи за учащихся. Вместо того, чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.
Статьи по теме:
Графо-моторные нарушения, возникающие при письме
В процессе письма первоклассники с ОНР часто испытывают: трудности в ориентировке на тетрадном листе, проблемы в удержании строки (при письме на нелинованной бумаге), колебания наклона и высоты букв, несоответствие размеров их элементов. Ошибки в начертании, а также несоблюдение размеров и пропорци ...
Методы изучения коллективных явлений
Процессы воспитания, обучения носят коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также ...
Психолого-педагогические условия по воспитанию положительной оценки к окружающему
миру у младших школьников
Ценности педагогики не существует в изолированном пространстве. Социально-духовные сферы разных стран влияют друг на друга. Кризис или подъем в одних вызывает соответствующие изменения в других, поскольку все локальные подсистемы культуры (и образование в том числе) составляют открытую и динамическ ...