В программе «Введение в экономическую теорию» для учащихся старших классов автор сохранно ту же логику изложения материала, что в программе «Введение в экономику» для 9 класса, но углубил теоретическое освещение проблем. Овладение учащимися материала этого курса должно было помочь им в понимании экономических процессов, которые затрагивали самые широкие слои населения и влияли на политическую жизнь страны. Курс «Введение в философию» был ориентирован на знакомство учащихся старших классов с «поиском смысла бытия человечества». Курс «Введение в политологию» должен был познакомить школьников с основными понятиями и проблемами этой науки и вместе с тем помочь им в осмыслении наиболее значимых политических явлений и процессов, происходящих в нашей стране и в мире. Курс «Политика и право» знакомил учащихся с основами науки о политике как самостоятельной учебной дисциплине, способствовал формированию политологических и правовых знаний. Цель курса «Введение в социологию» заключалась в том, чтобы дать старшеклассникам общее представление о социологии, ее специфике, целях, задачах, методах исследования, о ее значении для общественной жизни. Основное внимание в курсе уделялось человеку и его социальным связям и отношениям, общество же рассматривалось как продукт социального взаимодействия людей.
В качестве экспериментальных, заслуживают внимания программы, вышедшие в 1992-1994 гг. по курсам «Основы рыночной экономики», «Начала историко-философских знаний» (авт. З.А. Кибисова), «Основ психологии» (авт.-сост. Р.С. Немов), блока программ учебных курсов по аксиологии: (эстетика, этика, религиоведение) (авт. Г.К. Черкасов)1, (авт. коллектив А.П. Валицкая, Л.А. Громова, Н.С. Гордиенко и др.), «История религий древности» (авт. М.Э. Михейкина), «История религии и атеизма» (авт. В.А. Дымова).
Программа курса «Обществознание», опубликованная в 1994 г. и предназначенная для вечерних школ (авт. Х.Т. Загладина) , была ориентирована на то, чтобы создать у школьников представление о путях становления современной мировой цивилизации и мировой культуры в конкретно историческом времени и пространстве, о тенденциях развития мировой цивилизации, роли и месте Российской Федерации в мировом сообществе.
В 1995 г. вышли программы обществоведческих курсов: «Человек и общество» (авт. Л.Н. Боголюбов и др.), «Политика и право (авт. А.Ф. Никитин), «Граждановедение» (авт. Я.В. Соколов и др.).
Программа курса «Политика и право» явилась составной частью комплексного курса «Гражданское образование». В соответствии с концепцией этого курса, в начальной школе пропедевтическую функцию выполнял курс «Азбука граждановедения», в 5-6 и 7-8 классах предполагалось изучение авторского варианта курса «Граждановедение», а в старших классах гражданское и правовое образование завершалось курсами «Основы государства и права» и «основы политологии». Целесообразность объединения в одном курсе политологического и правового разделов была обоснована А.Ф. Никитиным тем, что право и политику объединяет глубокая внутренняя связь, которая в нашем обществе искусственно разрывалась; «соединение политической правовой тематики важно и с дидактической точки зрения. Знания в этих областях взаимообогащают друг друга, помогают глубже понять как сущность политики, ее институтов, так и особенности правового регулирования общественной жизни»1. Основная цель курса заключалась в развитии демократического мировоззрения школьников, в обеспечении им возможности максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции.
Статьи по теме:
Рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения
родителей на уроках естественно-географического цикла
Исходя из изученного и представленного в данной работе теоретического материала и результатов диагностики, можно определить ряд рекомендаций для учителя по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уроках естественно-географического цикла. Повышение мотивации обучени ...
Творческие подходы скульпторов и художников к созданию композиций из тестопластики
Рассматривая проблему нашего исследования с исторической и искусствоведческой точки зрения, скульптура, как вид изобразительного искусства, в XXI веке сформировалась под влиянием различных стилевых направлений художников, скульпторов и, в свою очередь, стала неотъемлемой частью оформления интерьеро ...
Формирование и развитие
пунктуационного навыка у учащихся на уроках русского языка в повышении
грамотности
Преддипломная практика была проведена в 3 «В» классе МОУ СОШ №66. Учитель: Дацэнко Нина Павловна количество учащихся в классе 24 человека. Для получения более объективных, достоверных результатов исследуя был определен контрольный класс 3 «А», в составе 25 человек. Учитель: Предвечная Жанна Викторо ...