- использование новых методов проверки знаний и умений учащихся (например, тестового контроля);
- оптимизацию процесса обучения, позволяющую добиться максимально возможных в конкретных условиях учебно-воспитательного процесса результатов;
- технологизацию процесса обучения, внедрение в практику работы школ инновационных технологий (программированного обучения; компьютерных технологий) и т.д.
Таким образом, процесс становления методико-дидактических форм школьного обществоведческого образования в 1990-е годы, проходя переходный период оформления, сталкивался с целым рядом сложностей и проблем. Бесспорным плюсом было творческая переработка учителем школы появляющихся разнообразных пособий, авторских курсов, региональных разработок, целого потока программ по обществоведческим дисциплинам.
Новые курсы существенно разнились по содержанию, идейной направленности, уровню и качеству изложения учебного материала. В практике наряду с интересными и ценными разработками появлялись далекие от науки, малограмотные тексты, а также механически «опрокинутые» на школу вузовские курсы. Широкий спектр программ по вводимым курсам не подкреплялся в начале учебной литературой.
Не имея четкой государственной программно-целевой установки, содержательные нововведения разрабатываемые поэтапно, сопровождались хаотичностью регионального введения новых обществоведческих курсов, поступлением учебной литературы в школу.
Яркой проблемой 1990-х гг. - стала проблема дидактико-методической подготовки учителей-предметников. Новое содержание требовало новой методики, поворота к таким формам и методам, которые стимулируют творческую самостоятельность и познавательную активность учащихся, перехода от «вопросно-ответной» к «диалогической» технологии. Сохранение традиций «воспроизводящей» методики существенно сужала перспективы новых курсов. Причиной этого можно считать и отсутствие учебных методик, а также методических разработок, отсутствие факультетов обществоведения (или социологических факультетов) в педвузах, где бы осуществлялась подготовка учителей-обществоведов со второй специальностью «История».
Несмотря на указанные недостатки, именно в 1990-е годы школьное обществоведческое образование определяет свое становление с оформлением структурно-содержательного и методико-дидактического инструментария.
Таким образом, в начале 90-х гг. государственная политика в области образования сводилась к принципам «свободы и плюрализма в образовании», что позволило обеспечить многообразие образовательных учреждений, вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Вместе с тем, Россия переживала системный кризис, характерный для переходных обществ, что самым непосредственным образом сказалось на состоянии образования. Кризис существенно затормозил некоторые позитивные изменения перестроечного периода. Утверждение рыночных отношений, которые вторглись в образовательную сферу, и четко обозначившийся уход государства из этой сферы привел к передаче значительной части его функций по содержанию школы органам местного самоуправления и частным спонсорам. Отсутствие опыта, финансовая бедность местного управления и перегруженность множеством текущих забот, а также низкая социальная ответственность отечественного, особенно регионального бизнеса породили немало негативных тенденций в системе школьного образования.
Статьи по теме:
Профессионально-педагогическое развитие учителя иностранного
языка
«Учитель – главная производительная сила общества» И.А. Зязюн. В условиях глобализации современных образовательных процессов, развитие компьютерных процессов обучения актуализируется проблема интенсивного изучения иностранных языков, национальных культур. В этих социокультурных условиях развивается ...
Анализ экспериментальных данных
В ходе проводимых исследований были получены следующие результаты. Исследование умения учащихся нарисовать 2–3 хорошо знакомых предмета по рассказу-описанию (табл. 1) показало, что не все учащиеся умеют рисовать изображавшиеся раннее предметы по представлению и словесному описанию, т. к. испытывают ...
Виды воображения
Авторы
учебного пособия И.В. Дубровина и др. (1999)
выделяют следующие виды воображения. Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грёзы, состояния «безумного отдыха». Так, образы во сне рожда ...