Что такое "эхо"? (Явление природы, повтор звуков).
Как оно звучит? (Тише).
Что же меняется в характере звучания? (Динамика).
Я - источник звука, а вы - мое эхо. (Игра с использованием простейших ритмических формул в их комбинации с каждым рядом отдельно).
Все: Здравствуйте! (T3 в C-dur).
Ход урока.
Мы не случайно вошли в класс под звуки "Лесной польки".
В этом произведении много персонажей. Назовите мне их?
- А теперь давайте еще раз послушаем "Лесную польку" и вспомним, в какой последовательности танцуют наши лесные друзья?
Фрагмент "Воробей" – слушание.
Кто же это был?
А почему вы не решили, что это медведь или тигр?
Как поет воробей? Какая окраска у его голоса? (На доске обозначается цветом).
А как музыканты называют окраску голоса, звука? (Тембр).
Кто из вас при помощи красок или карандашей изобразил воробья? (Дети показывают свои рисунки).
- Слушаем дальше.
Фрагмент "Лиса" – слушание.
Кто же это?
А как поет лиса?
Какая окраска голоса у лисы, какой тембр звучания? (На доске обозначается цветом).
Кто изобразил лису в своем рисунке? (Дети показывают рисунки).
- Давайте послушаем, кто к нам сейчас придет.
Фрагмент "Медведь" – слушание.
Ребята, а что вам помогло определить, что это именно медведь, а не воробей?
Какая окраска голоса у медведя? (На доске обозначается цветом).
Как движется медведь в музыке? (Медленно).
Как музыканты называют скорость звука? (Темп).
Кто изобразил медведя? (Дети показывают рисунки).
- И последний гость?
Фрагмент "Тигр" – слушание.
Каким цветом рычит тигр? (На доске обозначается цветом).
Кто изобразил тигра? (Дети показывают рисунки).
И так, друзья, на примере "Лесной польки" мы еще раз убедились с вами, что звуки Природы имеют свои краски. А окраска звука, голоса у музыкантов называется тембр. И теперь нам осталось в пении выполнить образы героев "Лесной польки" с учетом тембра каждого героя, его характера.
("Лесная полька"– разучивание I куплета).
- Звуки Природы разнообразны, неповторимы и разноцветны.
Какие цвета вам несут эти звуки?
С. Долгушин "Кукушка и эхо".
Учитель называет музыкальные инструменты, на которых будут играть дети.
Повтор-эхо ("ку-ку") на инструментах (колокольчик-сопрано, колокольчик-альт, ксилофон).
Разучивание на инструментах и работа над характером звукоизвлечения:
Я си - жу на су - ку.
СО, СО, МО СО, СО,МО.
Внимание, музыкальная загадка! О чем расскажут вам эти звуки?
Учитель играет на ручных барабанах ритм "Африканского танца".
Ритм какого произведения был сейчас исполнен?
Какие инструменты были использованы в исполнении ритма "Африканского танца"? (Ручные барабаны, природные инструменты - притопы).
Учитель вспоминает ритм девочек и мальчиков отдельно, добавляет трех ребят:
1. Ритм девочек.
2. Ритм мальчиков.
3. Исполнение 2-х ритмов - учитель - "вождь племени".
("Африканский танец" – исполнение).
Обобщение.
Какие инструменты звучали у нас на уроке? (Природные инструменты, ручные барабаны, ксилофон, колокольчик).
Чем отличаются их голоса? (Тембром)).
При помощи каких музыкальных выразительных средств композитор создает образы героев песни? (Динамика, ритм, темп).
Домашнее задание: Приготовить маску любимого героя "Лесной польки".
На основании аналитического подхода к структуре и содержанию программы С.Л. Долгушина "Мир музыки", анализа посещенных уроков и подробных протоколов занятий мы пришли к мысли проведения диагностических мероприятий, способных дать более целостное представление об эффективности применяемых методов в реализации личностно-ориентированного подхода к обучению.
Статьи по теме:
Виды воображения
Авторы
учебного пособия И.В. Дубровина и др. (1999)
выделяют следующие виды воображения. Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грёзы, состояния «безумного отдыха». Так, образы во сне рожда ...
Опыт организации юннатского движения в ряде ЭБЦу российских регионов
В данной главе мы приводим сведения о работе некоторых станций юннатов и эколого-биологических центров учащихся, полученные на основе проработки информационных материалов (отчетов СЮН и ЭБЦу, работ учащихся на Всероссийских итоговых мероприятиях). Как показывает практика, изменились приоритеты в на ...
Стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные
образовательные программы
Конкурс инновационных образовательных программ общеобразовательных учреждений проводился в 2006-2008 годах в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Конкурсный отбор проводился специально созданными конкурсными комиссиями при участии родителей, ассоциаций выпускников, пр ...