Закрепление понятий: тембр (прозрачная, легкая трель соловья и мрачное, грозное рычанье льва), динамика (громкие раскаты грома и тихий морской прибой), темп (быстрое движенье в журчанье ручейка; медленное – в каплях начинающегося дождя), ритм (частое чередование звуков в стрекотании кузнечика и редкое в шагах по снегу) в процессе выполнения творческих заданий. В том числе передача звуковых образов средствами изобразительного искусства (цветовые пятня, беспредметный и предметный рисунок).
Самостоятельный выбор музыкальных инструментов (незвуковысотных и звуковысотных), в той или иной мере отвечающих характеру звучания "голосов" Природы (гром – тарелка, осенний дождь – ксилофон, дятел – деревянная коробочка и т.п.).
Выполнение ритмических упражнений: ритмическое "эхо", "вопрос – ответ". Ритмизация ("звучащими жестами", на незвуковысотных ударных), мелодизация рифмованных текстов (на звуковысотных ударных). Пение и движение под музыку; сочинения ритмического аккомпанемента к ритмизованному тексту. Воплощение звуко-образов средствами изобразительного искусства.
Ниже приводим разработку уроков в 1 классе (1 четверть, уроки 3-5).
Природа – художник, у нее свои краски – звуки.
Репертуар:1.Звуки природы (слушание):
а) пение птиц.
б) водопад.
в) морской прибой.
г) дождь.
Дидактическая игра "Эхо в лесу".
Дидактическая игра "Подбери инструмент".
"Кукушка и эхо" С. Долгушин – слушание, разучивание.
"Африканский танец" С. Долгушин – I часть – ритм.
Наглядность: 1. Видео – водопад, прибой.
И. Шишкин "На опушке леса".
И. Пузырьков "Прибой".
В. К. Бялыницкий-Бирум "Задумчивые дни осени".
Иллюстрация – водопад, кукушка, дятел, синичка.
Чистые листы бумаги – 4 шт.
Фломастеры.
"Говорящий барабан" – иллюстрация.
Понятия:окраска, тембр.
Инструменты:1. Ксилофон (1 шт.), металлофон (1), деревянная коробочка.
Палочки с резиновыми наконечниками – на весь класс.
Вход: Пение лесных птиц.
-Какие звуки вы услышали, когда входили в класс?
Что можно сказать, слушая данные звуки?
Конечно же, услышав пение птиц, каждый из нас сразу же представляет лес, высокое голубое небо, все то, что мы называем природой.
Приветствие.
И в нашем приветствие мы используем с вами звуки Природы. Давайте представим, что мы с вами пришли в лес.
Кто из вас был в лесу?
Какие звуки вы там слышали?
Я буду приветствовать каждый ряд отдельно, а вы мне будете отвечать в характере приветствия:
I ряд – А-у! Кап-кап!
II ряд – Ку-ку! Ш-ш-ш!
III ряд – Динь-динь-динь! Губами – шлепки по лужам.
Все: Здравствуйте!
- А теперь давайте сядем также тихо и таинственно, как шелестят осенние листочки на деревьях.
Ход урока
Мы не случайно вошли сегодня в класс под звуки Природы, под пение птиц, ведь тема нашего урока: "Звуки и краски Природы".
Человек неразрывно связан с природой, он ее маленькая частица. У эстонского поэта Э. Межелайтиса есть строки, которые удивительно подходят к нашему уроку:
Я расту из полевых цветов,
Из дождей и северного ветра,
Я – вода, погода, пламя, ветка,
И движение белых облаков.
И то, что вы любите Природу и являетесь ее маленькой, но драгоценной частицей, мне рассказали ваши рисунки.
(Рисунки – домашняя работа. Учитель показывает те рисунки, где изображена Природа).
Ребята, вы когда-нибудь замечали, какого цвета утреннее небо?
А у вечернего неба какие краски?
А какие звуки вы слышите утром?
А вечером?
Как вы думаете, может ли природа с нами "разговаривать"?
При помощи каких звуков может "разговаривать" лес? (Пение птиц, шелест листьев, стрекоза, кузнечик, жук).
А ручей? (Журчание).
- Звуки Природы разнообразны и неповторимы. А давайте с вами поиграем в игру, которая называется "Загадка Природы".
"Загадка Природы" (дидактическая игра).
Внимательно послушайте предложенные вам звуки и при помощи линии и цвета передайте их.
На доске у нас написано четыре варианта линий. Одну из них вы должны выбрать для прозвучавших звуков и подобрать к ней цвет.
Пение птиц – слушание.
Какие звуки вы услышали?
Прохлопайте ритм трелей птиц.
Какая линия подходит? .
Какая из иллюстраций на доски более всего подходит к данным звукам? Где могут жить эти звуки? (И. Шишкин "На опушке леса").
Статьи по теме:
Виды воображения
Авторы
учебного пособия И.В. Дубровина и др. (1999)
выделяют следующие виды воображения. Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грёзы, состояния «безумного отдыха». Так, образы во сне рожда ...
Образование и воспитание как способ самосохранения славянских народов
Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существовал обыча ...
Проблема специфики педагогических объектов системного исследования в
отечественной педагогике конца 60-х - 80-х годов хх века
Обращение советской педагогики к системному подходу в период его ''триумфального шествия" по всем областям науки, в период становления новой, системной парадигмы научного мышления было естественным и закономерным. Но характер использования и особенности развития системного подхода в педагогиче ...