"Музыкальной графика" нашла последователей во многих странах мира. В России, точнее, тогда еще в Советском Союзе планомерные эксперименты в этой области были начаты более 20 лет назад в Казани под руководством Б.М. Галеева и проводились И.А.Трофимовой. Опыты преследовали поначалу, в основном, педагогические цели - проверка эффективности самого метода в обучении музыке и живописи в условиях отечественной школы. С научной же стороны притягательно было исследовать, как именно в рисунках отражается музыка - от отдельных средств музыкальной выразительности (мелодия, гармония, лад, тембр, темп, фактура, динамика) до общего впечатления от разностилевых, разнохарактерных, программных и непрограммных сочинений. Опыты были предварены анкетным опросом детей по следующим таблицам соответствий: ассоциации "день недели – цвет", "месяц – цвет", "цифра – цвет", "гласные буквы – цвет", "чувства – цвет", "тембр – цвет". Опрос выявил - как основополагающую - посредническую функцию эмоциональной оценки в образовании связей во всех этих сопоставлениях, включая и цвето-музыкальные.
Собственно рисование музыки осуществлялось с разделением учащихся на основную (экспериментальную) и контрольную группы. В контрольной велись обычные музыкальные занятия без рисования. В основной группе изучались те же музыкальные произведения, что и в контрольной, но с уже применением приема "музыкальной графики". Предварительно детей знакомили с основными средствами музыки (мелодия, гармония, темп и т.п.) и живописи (рисунок, колорит, композиция и т.д.). Затем предлагалось внимательно прослушать музыку. При активном участии детей проводился разбор ее структуры и содержания. Только после этого дети приступали к рисованию. Контингент - учащиеся 1-10 классов общеобразовательных, музыкальных и художественных школ. Соответственно давалось и время - 15 минут в общеобразовательной школе (в рамках слушания музыки) и 60 минут в специализированных (по программе Б.М. Галеева). В некоторых случаях детям предоставлялось время для доработки своих картин во внеурочное время (с дополнительным прослушиванием "зарисовываемой" музыки дома). На разных этапах опыта ставились конкретные задачи по принципу от простого к сложному: например, в направлении отражения формы и содержания. Сначала - рисование простого для восприятия краткого музыкального отрывка, затем - разнохарактерных одночастных программных произведений и, наконец, непрограммных сочинений в двух - или трехчастной форме. Обширный эксперимент был проведен по выявлению цвето-тембровых соответствий через рисование музыки, написанной для различных инструментов соло (скрипка, флейта, клавесин, труба и т.д.) и различных составов оркестра (симфонический, эстрадный и т.д.).
Наряду с экспериментами с мировой классической музыкой в начале 90-х годов, уже в плане исследований организованного при АН РТ НИИ "Прометей" в Казани, были проведены опыты с национальной (татарской) музыкой, отличающейся своеобразием лада, одноголосием и богатством мелизматики. Как и ожидалось, все это нашло отражение и в визуальном воплощении музыки.
Самостоятельные, оригинальные эксперименты, уже чисто в эстетическом и художественном аспекте, были осуществлены И.Трофимовой по заданию руководителя НИИ "Прометей" Б.М. Галеева в последние годы. В условиях эксперимента показалось интересным провести занятие с рисованием музыки, которая сама генетически сопряжена с предварительной синестетической трансформацией, - это знаменитый фортепьянный цикл "Картинки с выставки" М.Мусоргского, который сам был инспирирован графикой художника В.Гартмана. К ней, к этой музыке, оказывается, впоследствии вновь обратился художник - на этот раз Кандинский, в своей абстрактной "сценической композиции". В итоге в эксперименте представилась возможность сопоставить и сравнить все это - графику Гартмана, музыку Мусоргского, живопись Кандинского - с детскими рисунками на упомянутую музыку Мусоргского.
Удивительными были в художественно-педагогическим плане и результаты рисования сложнейшей музыки С.А.Губайдулиной, представленные на международном фестивале "Европа-Азия", проведенном в Казани, в 1998 году.
Метод "музыкальной графики" был успешно апробирован и в Омске: в рамках проводимого С.Л. Долгушиным экспериментального исследования на базе Омского регионального научно-методического центра "Мир музыки", кафедры креативной педагогики ГОУ СПО "Музыкально-педагогический колледж", МОУ СОШ №55.
Статьи по теме:
Педагогические условия и методика обучения композиционным умениям
школьников младших классов в процессе создания композиции из тестопластики
В начальной школе освоение скульптуры, вида художественной деятельности, знакомит школьников с разнообразными материалами и техниками, творческие задания формируют умение самостоятельно выбирать подходящий материал и решать композиционные задачи. Среди известных художников-скульпторов работающих в ...
Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности образ ...
Эволюция школьного социогуманитарного образования и
обществоведение
Трудный, противоречивый, многоплановый процесс становления российской государственности 1991-1999 гг. с его многовекторной направленность государственной образовательной политики, полностью отразился на структурно-содержательном аспекте школьного обществоведческого образования. Ни один цикл учебных ...