На уроке учитель вместе с учащимися внимательно анализирует результаты домашнего задания, выбирает лучший вариант. (Некоторые учащиеся по своей инициативе сделали красочные рисунки персонажей сказки). В итоге получился следующий текст:
Гном. Я палитру взял цветную
И друзей себе рисую.
Белка. Каждый день без всякой спешки
Я в дупле грызу орешки.
Ежик. Не страшны мне злые волки:
На спине моей иголки.
Птичка. С солнцем я всегда встаю,
Лесу песенку пою.
Все. Мы танцуем и поем,
Очень весело живем.
У.: У каждого героя получился очень выразительный поэтический текст. По нему мы можем судить о характере персонажа и, конечно же, о его настроении.
Сейчас вы выполните очень серьезное творческое задание – нужно найти музыкальные интонации, которые бы смогли дать не только яркую характеристику каждому герою нашей сказки, но и послужить основой для сочинения мелодии его песенки. Мы будем подбирать интонации каждый на своем инструменте, но затем перенесем их на музыкальные инструменты соответствующие героям: Гном – колокольчик-альт, волшебные краски – металлофон-альт, Птичка – колокольчики сопрано и т.д. (Учащиеся работают над заданием).
Примечание.
Подбор интонаций осуществлялся в пентатонике, в силу бесполутоновой специфики данного звукоряда (отсутствия тяготений) и возможности одновременного гармоничного сочетания звуков в процессе коллективной импровизации.
В результате найденных интонаций были смоделированы следующие мелодии песенок и музыка "волшебных красок":
Урок 17.
У.: На предыдущем уроке мы сочинили каждому герою свою песенку, придумали музыку "волшебных красок". Но как вы считаете, ребята, что нужно, чтобы наша музыка зазвучала более полно, красочно? Пока у нас есть только одна мелодия.
Д.: Нужно придумать музыку, под которую герои будут петь.
У.: Верно, необходимо придумать аккомпанемент. А какие инструменты нам в этом помогут?
Д.: Ксилофон, колокольчики, металлофон, блок-флейта, фортепиано…
У.: Итак, мы выбираем альтовые колокольчики, металлофон-сопрано и ксилофон-альт. Скажите, к какой группе музыкальных инструментов они относятся?
Д.: Ударных звуковысотных музыкальных инструментов.
У.: Но как вы считаете, можно в наш оркестр включить незвуковысотные ударные инструменты?
Д.: Да.
У.: А какие инструменты лучше всего подойдут к звучанию мелодических инструментов?
Д.: Треугольник, деревянная коробочка, маракасы.
У.: Правильно. Они нам помогу не только создать музыкальный образ, но и послужат ритмической основой нашего исполнения. А сейчас постараемся подобрать музыкальной сопровождение на звуковысотных ударных инструментах. Ориентиром в вашем подборе будут служить слоги: ТА-А – половинные ноты, ТА – четверти и ТИ-ТИ – восьмые. Попробуйте на музыкальных инструментах сыграть и спеть на звуке ДО – одну половинную ноту (дирижирует), две четверти, четыре восьмые. (Дети исполняют). Хорошо. Пожалуйста, сочиняйте свои варианты: 1-й – ряд – половинные ноты, 2-й – четверти, 3-й – восьмые. (Дети подбирают).
При помощи учителя дети останавливаются на следующих вариантах остинатного сопровождения:
Параллельно с разучиванием аккомпанирующей группой звуковысотных музыкальных инструментов, осуществлялась работа с группой ударных незвуковысотных (с опорой на известные учащимся ритмослоги: ТА-А, ТА и ТИ-ТИ).
В черновом варианте учитель пытается соединить мелодию каждой "песенки" с разученным остинатным сопровождением, тем самым, структурно подготовив форму рондо. В качестве рефрена выступала "тема Гнома" (А), эпизоды – темы "Белки" (B), "Ёжика" (C), "Птички" (D). Таким образом, музыкальную форму можно было выразить следующим образом: A-B-A-C-A-D-A.
Но на данном этапе работы модель представляла определенный интерес лишь только с точки зрения продуктивно-творческого процесса ее построения: сочинения учащимися сюжета, создания поэтического текста, музыкально-тематического материала адекватного заявленному образу, инструментального сопровождения, нахождения способов эмоционально-пластического, драматического выражения. Однако с позиции применения ее в качестве модели для построения импровизации, она требовала внутриструктурной разработки по принципу: тема - импровизация.
Статьи по теме:
Основные признаки КСО
- ориентация на индивидуальные способности детей, обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения). - осмысленность процесса познания. - все обучают каждого и каждый всех. - при коллективных учебных занятиях (КУЗ) знания – хорошие, умения – уверенные, навыки ...
Приёмы творческого воображения
Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит часто к неверным представлениям относительно самой природы этого процесса и его характера как чего-то необычного и совершенно исключительного. ...
Нормативно - правовая база совершенствования образования
В рамках Национального проекта «Образование», в Новосибирской области была разработана Концепция инновационного развития образования. Концепция инновационного развития образования Новосибирской области основывалась на принципах образовательной политики, определенных в Федеральном законе Российской ...