Методы основанные на полихудожественном подходе к музыкально-образовательному процессу

Страница 6

В совокупности все эти эксперименты подтвердили, прежде всего, большую педагогическую эффективность метода "музыкальной графики":

рисование музыки - творческий акт, требующий самостоятельности мышления и действия, что создает условия для максимальной сосредоточенности, активизации внимания, заинтересованности, повышения уровня познавательных интересов;

наличие психологической установки на дальнейшее самостоятельное действие в игровой обстановке делает восприятие более чутким и результативным, развивает фантазию и воображение - как в плане музыкального, так и изобразительного искусства;

сравнительный анализ итогов последующего опроса учащихся по пониманию содержания музыки выявил существенный рост интереса и более высокую эффективность усвоения материала экспериментальных групп по сравнению с контрольными;

длительность срока проведения эксперимента позволила подтвердить гораздо большую глубину и прочность знания музыки при проверке через несколько лет в экспериментальных классах;

рисунки детей с отраженными в них содержанием и формой произведения служат своеобразным визуально фиксированным "документом", позволяющим: с одной стороны, судить о глубине восприятия музыки, а с другой - о типологических особенностях личности самих учащихся. Это такой вид "обратной связи", которая недостижима иными средствами (опрос, беседа, анкетирование), причем на каждом уроке и по отношению к каждому ребенку.

Кроме того, сами рисунки детей, как показал опыт проведения наших выставок в Омской общеобразовательной школе №55 (на протяжении 4 лет), музее "Либеров-центр", уже за пределами целей педагогики представляют интерес как продукты творчества, как самостоятельные, пусть и экзотического свойства "произведения", достойные внимания зрителей (не только детей, но и взрослых), а для специалистов в области психологии искусства и эстетики они могут стать благодатным материалом для изучения специфики искусства в разных ее аспектах.

Привлекают они и интерес специалистов по музыкальной психологии - тем, что в них происходит как бы свертывание динамического процесса восприятия музыки в целостный симультанный образ. Подтвердили эти эксперименты и наши научные предположения о закономерностях синестезии, "цветного слуха" (слухозрительных ассоциаций). И сейчас с уверенностью можно констатировать следующие слухозрительные соответствия: мелодия - рисунок, тембр - цвет, регистр - светлота, тональность - колорит и т.д. Для специалистов в области эстетики - это повод и дополнительный довод в обсуждении проблемы единства искусств.

Рассмотрим применение метода "музыкальной графики" в контексте урока музыки по программе "Мир музыки" в 1 классе.

Предварительно обращаем ваше внимание на разнообразие путей применения синестетического подхода как в плане абстрактного цветового, предметного воплощения музыкальных впечатлений, так и на уровне контурно-линейного графического выражения.

Раздел: Мир звуков.

Уроки 3-6.

Тема: Немузыкальные звуки: звуки и краски живой и неживой природы.

Задачи:

формирование представлений об отдельных свойствах немузыкальных звуков (тембр, высота, продолжительность, темп, ритм), их комплексе;

формирование эстетического отношения к окружающей звуковой действительности (звук-образ, воплощение образа различными средствами);

развитие ассоциативно-образного мышления в процессе слушательского анализа и активной исполнительской практики;

знакомство детей с музыкальными орф-инструментами (незвуковысотными: треугольник, трещотка, ручной барабан, тарелки, маленькие тарелочки, бубенцы, деревянная коробочка, клавес и др.; звуковысотными: колокольчики, металлофон, ксилофон);

освоение приемов и техники игры на незвуковысотных и звуковысотных орф-инструментах;

привитие навыков коллективного музицирования и культуры исполнения;

развитие творческой активности учащихся в условиях импровизационной музыкальной, пластической деятельности, введения элементов театрализации.

Содержание:

Немузыкальные звуки (окружающего природного мира) и их особенность (звуки предметов, звуки улицы и т.п.). Основные свойства звуков Природы (тембр, темп, динамика, ритм). "Окраска" звуков Природы, по которой отличить их можно различать. Звуки и краски живой (голоса птиц, зверей) и неживой Природы (журчанье ручейка, шум водопада, морской прибой, вой ветра и т.д.). Звуки времени года: весны, лета, осени и зимы. Звуки – голоса зверей и птиц. Человек – частица природы. Подражание первобытного человека голосам (звукам живой и неживой) Природы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Статьи по теме:

Организация учебного процесса
В 70 – первой половине 90-х гг. XIX в. наиболее распространенный методом обучения был так называемый «догматический метод», когда обучение в основном сводилось к простому «спрашиванию - заданию». Учитель как правело, начинает урок с проверки домашнего задания. К моменту объяснения нового материала ...

Описание фрагментов уроков по изучению вопросов культуры в 5 классе
4.1 Тема: «Мудрость Древнего Китая» Цели: Обучающие: - формирование представления о гео.положении Китая, его природных условиях и занятиях населения; - формирование представления о Конфуции и конфуцианстве; - формирование представления об императоре Цинь Шихуане, как о правителе, объединившем Китай ...

Цели, задачи и правила проведения классного собрания
Классное собрание помогает учащимся понять значимость проблем, происходящих в жизни, вовлекает их в процесс разрешения собственных проблем. Важно проводить классные собрания не от случая к случаю, а в системе, по определенной технологии. Цель классных собраний – помочь в решении проблем, развивать ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru