Так как рабочая программа является нормативно-управленческим документом педагога образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности и показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФК и НРК ГОС, структура и содержание рабочей программы определяется, как правило, на срок 1-2 года (ранний возраст), 4 года (дошкольный возраст), но при необходимости корректируется педагогами в соответствии с реальными условиями ежегодно.
Обращаем внимание на то, что рабочая программа педагога ДОУ является документом взаимозаменяющим традиционно разрабатываемый по единой структуре (на протяжении более 30 лет) «План воспитательно-образовательной работы группы» и должна быть дополнена еще одним плановым (тактическим) документом – календарным (недельным, месячным планом работы).
В целях упрощения процедуры разработки или экспертизы рабочих программ педагогов все они разрабатываются на единой структурной основе и имеют идентичные по наименованию разделы, а именно:
- пояснительная записка;
- содержание и средства образования (сама рабочая программа).
Подготовительный этап, предшествующий проектированию рабочей программы должен быть обеспечен тщательным анализом образовательной ситуации, формулировкой противоречий и проблем, выбором формы проектирования, нормативно-правовым, научно-теоретическим, программно-методическим, организационно-технологическим обеспечением проекта рабочей программы.
Данный раздел рабочей программы включает в себя анализ деятельности педагога ДОУ, реального состояния образовательного процесса.
Актуальные сегодня вопросы обновления содержания дошкольного образования, тесно связаны с анализом и проектированием деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения.
Трактовка термина «анализ» (их множество), далеко не всегда соответствуют задачам анализа в контексте педагогического управления – вообще, и стратегического планирования в особенности.
Поэтому мы предлагаем понимать анализ как сбор информации и обработку релевантной (т.е. подходящей, уместной, относящейся к делу) информации для углубления понимания действительности, а также подготовки и принятия на этой основе определенных педагогически обоснованных решений.
В проблемном анализе, следует помнить, практические проблемы – это характеристика результатов, а не средств или условий. Фиксация проблем – это важное начало большой работы с проблемами: проблемы выявляются, структурируются, ранжируются, чтобы выйти на наиболее значимые, требующие первоочередного решения, позволяющие добиться особенно значительного продвижения вперед; после чего - осуществляется поиск причин ключевых проблем.
Признаки проблем: существование разрыва между требуемыми в обозримом будущем результатами системы и ее реальными, нынешними результатами.
Под анализом и оценкой потребностей или анализом и оценкой проблем образовательных систем понимается особый метод анализа, нацеленный на развитие этих систем на основе выявления и оценки разрывов между результатами деятельности системы, желаемыми и требуемыми в будущем, - и результатами, имеющими место в настоящий момент, а также на выявление и объяснение причин этих разрывов с тем, чтобы, в конечном счете, обеспечить разрешение потребностей, решение проблем и общее улучшение результатов системы.
Статьи по теме:
Психолого-педагогическое обследование
Правильная и возможно более ранняя диагностика, своевременное отграничение сенсорных дефектов от интеллектуальных – необходимые условия для надлежащего комплектования специальных дошкольных учреждений и организации ранней коррекционной работы. Исходя из потребностей практики, мы излагаем критерии и ...
Основные аспекты технологии коллективного планирования
В коллективном планировании жизнедеятельности класса участвует не только классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, а также родители и друзья классного сообщества. Профессор Е.В. Титова считает коллективное планирование самой трудной с методической точки зрения стадией в организаци ...
Особенности формирования сенсорных эталонов у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью
У детей - олигофренов со значительным опозданием формируется умение выделять цвет как признак предмета (некоторые из них не умеют этого делать даже в начале младшего школьного возраста), им трудно усвоить названия даже основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый). Он ...