Иными словами, данный метод настроен на работу в целевом (ценностно-целевом) залоге: если руководитель или педагог не в состоянии определить с некоторой точностью и определенностью образы требуемого будущего и требуемого состояния своих систем, отказываются от выдвижения цели, использование метода анализа проблем становится нереальным.
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность педагога.
Задача – данная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий.
Задачи анализа:
Вычленение системообразующих (ведущих) проблем, решаемых педагогом в прошедший период.
Анализ полученных результатов образования.
Установление причинно-следственных связей между результатами образования и условиями их получения.
Выявление противоречий вновь возникающих в анализируемый период.
Проектирование путей решения этих противоречий в будущем.
Аналитические умения необходимы для анализа и самоанализа образовательного процесса и результатов деятельности педагога ДОУ. Аналитические умение состоят из ряда частных: умение расчленять педагогическое явление на составные элементы (условия, факторы, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления); осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с другими и т.д.
В проблемном анализе выявляются практические проблемы – характеристики результатов, а не средств или условий.
Проблемы выявляются, структурируются, ранжируются, чтобы выйти на наиболее значимые, требующие первоочередного решения, позволяющие добиться особенно начительного продвижения вперед.
Компоненты анализа:
Создание условий и предпосылок анализа проблем (проведение наблюдений, исследований, экспертной оценки качества результата образовательного процесса). Определяются факты, указывающие на реально достигаемое качество результата образования.
Анализ проблем – выявление потребностей. Обнаружение несоответствия реально достигаемых результатов образования результатам, которые требуются, достижение которых возможно, достижение которых является потребностью субъектов образования. Определяются факты, указывающие на проблему. Формулируются проблемы.
Работа с проблемами – выявление приоритетных, причинное объяснение:
- упорядочение списка проблем;
- выявление проблем, решение которых особенно выигрышно;
- прогнозирование последствий не решения;
- прогнозирование и оценка препятствий решению;
- определение первоочередных проблем;
- объяснение, анализ причин существования проблем;
- выдвижение идей обновления стратегии.
Под анализом и оценкой потребностей или анализом и оценкой проблем образовательного процесса понимается особый метод анализа, нацеленный на развитие воспитанников на основе выявления и оценки разрывов между результатами образовательного процесса, желаемыми и требуемыми в будущем, и результатами, имеющими место в настоящий момент, а также на выявление и объяснение причин этих разрывов с тем, чтобы, в конечном счете, обеспечить разрешение потребностей, решение проблем и общее улучшение результатов образовательного процесса. Если педагог не в состоянии определить с некоторой точностью и определенностью образы требуемого будущего и требуемого состояния своих систем, использование метода анализа проблем становится нереальным.
Статьи по теме:
Принципы и методы теории воспитания
Принципы воспитания Эффективность воспитательного процесса во многом определяется знанием и пониманием педагогом основных закономерностей психических явлений воспитанников, их специфики, зависящей от различных внешних и внутренних факторов. Закономерности воспитания обусловливают принципы, на котор ...
Клиническая характеристика детей с умственной отсталостью младшего
школьного возраста
Понятие умственной отсталости Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственн ...
Отбор грамматического материала
При решении вопроса об отборе грамматического материала необходимо, опираясь на все специфические особенности немецкого языка, о которых было сказано выше, создавать такой минимум, который был бы посилен для усвоения и достаточен для выполнения коммуникативно-значимых задач в продуктивных и рецепти ...