Из истории юннатского движения в России

Страница 2

В мае 1918 года в Сокольническом районе г. Москвы появилось адресованное детям и молодежи объявление такого содержания:

«Станция юных любителей природы Сокольнического Совета рабочих депутатов. Дети рабочих – школьники, подростки и рабочая молодежь, любящие природу, серьезно интересующиеся ею и желающие изучать природу, приглашаются записываться постоянными практикантами на Станцию юных любителей природы.

Примечание: При записи желательно представить рекомендации какой-либо ответственной организации (клуба, общества, заводского комитета) или школы. Прием бесплатный. Число мест ограничено. Станция также обращается с просьбой ко всем юным любителям природы доставлять на Станцию интересные и редкие экземпляры животных (зверьков, птиц, земноводных, рыб, насекомых и т.д.), водящихся в Сокольниках и в Лосином острове.

Запись и справки ежедневно, кроме понедельника и четверга, от 5 до 7 вечера (Соколъничья роща. Ростокинский проезд, дача Содомова, телефон – Сокольники, 52, Станция юных любителей природы).

Заведующий Станцией Всесвятский».

На это приглашение откликнулось 17 человек. В первых числах мая 1918 года приступили к организации Станции юных любителей природы, а 15 июня ее работниками проведена экскурсия. Это число стало официальной датой открытия первого внешкольного учреждения для детей – Биологической станции юных любителей природы Сокольнического районного Совета рабочих депутатов, преобразованной в 1922 году в Центральную биологическую станцию юных натуралистов им. К.А. Тимирязева (БЮН) Народного Комиссариата просвещения РСФСР. После нескольких переименований БЮН получила в 1934 году статус Центральной станции юных натуралистов и опытников сельского хозяйства Министерства просвещения РСФСР (в настоящее время – Центральная станция юных натуралистов и экологов Министерства образования Российской Федерации ЦСЮН).

Как уже отмечалось, 15 июня 1918 года состоялась первая экскурсия учителей школ 1-ой ступени Сокольнического района на тему «Жизнь пруда». После экскурсии был сделан «привал» на Станции (в первое время учреждение имело возможность устраивать для экскурсантов чай с сахаром и хлебом), подведены итоги наблюдений, а в заключение была осмотрена Станция.

Данная форма работы впоследствии стала широко внедряться в педагогическую практику учреждения. В дальнейшем на Станции после каждой экскурсии устраивались практические занятия по разбору собранных материалов. Наиболее популярными и часто повторяемыми были две темы: «Жизнь пруда» и «Жизнь леса». Всего за лето 1918 года было проведено 40 экскурсий, из них школьных – 31. Количество участников каждой экскурсии от 20 до 30 человек. Уже за первое лето своей деятельности Станция показала преимущества подобной организации. Всего за лето было привлечено 17 человек практикантов, причем только 7 посещали станцию аккуратно, ежедневно и продолжительное время (летние месяцы). Каждый практикант выбирал какую-нибудь область исследования, наиболее его интересующую, и вел в этой области совершенно самостоятельные наблюдения. Одни наблюдали жизнь и поведение птиц, другие – пчел и других общественных насекомых, четвертые – развитие бабочек, пятые – земноводных, рыб и т.д. Все свои наблюдения каждый практикант записывал в дневник и время от времени писал отдельные заметки о наиболее интересных, сделанных им самим наблюдениях. Экскурсии в природу являлись начальным этапом вовлечения школьников в исследовательскую деятельность и требовали определения формы организации по ее продолжению. Это было возможно только при наличии на станции постоянной группы детей, интересующихся природой.

Преодолеть разрыв между «лабораторной» наукой и жизнью, научить детей наблюдать природу, анализировать свои наблюдения, делать выводы из них, подходить к природе с точки зрения исследователя – в этом видели свою главную задачу первые научные сотрудники Станции – Валентина Викториновна Бурдакова, Николай Иванович Дергунов, Пелагея Ивановна Суворова и другие.

Идейный вдохновитель создания Биологической станции юных любителей природы – Иван Васильевич Русаков – председатель Сокольнического Совета рабочих депутатов г. Москвы, широко образованный человек, врач по профессии.

Руководителем Станции был назначен учитель биологии Борис Васильевич Всесвятский, взявшийся за дело с большим энтузиазмом. Он так вспоминал первые годы организации исследовательской работы на Биостанции:

«В своих планах мы опирались на идеи К.А. Тимирязева, высказанные в последний период его жизни. Он призывал широко распространять научные знания среди молодежи, привлекать ее к творческому изучению природы. Особенно близки нам были слова о значении окружающей природы: «Мы знаем по имени знаменитые дубы и буки Фонтенбло, но, я уверен, найдется немало москвичей, не видавших кунцевского дуба; мы интересуемся бледными описаниями тропической природы, а не обращаем внимания на красоту какого-нибудь глухого лесного уголка на расстоянии часа езды от Кремля».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Возникновение пунктуации как раздела языкознания
пунктуационный русский язык школа Становление пунктуации было обусловлено развивающимися потребностями письменного общения. Еще в древних европейских рукописях отмечены отдельные знаки препинания, прежде всего точка (и комбинации точек), а также двоеточие, запятая, точка с запятой – они непосредств ...

Нормирование учебно-производственных работ
Норма – это количество времени, затраченное на изготовление единицы законченной продукции. Рабочая норма применяется на производстве. Ученическая – в училищах или на предприятии при подготовки новых рабочих кадров. Ученическая норма больше рабочей. Рабочая норма имеет постоянное значение, ученическ ...

Орнаментально-декоративное творчество
Педагогическая помощь развитию орнаментально-декоративного творчества должна быть обусловлена прежде всего сознанием полной законности, неизбежности такой потребности у ребенка. Если к выполнению чисто конструктивных требований его принуждает обычно или необходимость утилитарная или опасения за сущ ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru