Кроме того, развитию юннатского движения способствовала методика внеклассной работы по биологии, разработанная сотрудниками Биостанции юных натуралистов имени К.А. Тимирязева, пришедшими к выводу, что наиболее ценной формой внеклассной работы являются кружки, объединяющие на добровольных началах юных любителей природы. Содержание работы в кружках было связано с программой школьного естествознания, а также определялось возрастом учащихся. Младшие школьники посредством наблюдений и несложных опытов изучали близкие и доступные их пониманию предметы и явления природы. Старшие школьники, накопившие достаточную сумму знаний об основных законах неорганического и органического миров, проводили исследовательскую работу с сельскохозяйственными животными и растениями на учебно-опытном участке.
Такое содержание внеклассной работы способствовало реализации принципа связи теории с практикой, обогащало учащихся осознанными знаниями о природе, развивало их мышление, воспитывало школьников в духе творческого подхода к природе. Биостанция юных натуралистов имени К.А. Тимирязева являлась проводником в массовую школу различных форм внеклассной работы: экскурсии на природу и в сельхозугодья, работа в уголке живой природы, опыты с растениями и животными на школьном участке, массовые общественно полезные кампании (День птиц, День леса, борьба с малярийным комаром и вредителями сельского хозяйства).
В работе кружков наиболее полно нашла свое выражение целевая установка Биостанции – осуществление тесной связи науки с практикой. Например, в кружке ботаников изучались дикие и культурные растения, проводились опыты по сортоиспытанию, выведению новых сортов огородных, плодовых и ягодных культур, испытывались различные способы посева и ухода за растениями и т.п. Энтомологи, переименовавшие свой кружок в «бюро защиты растений от вредителей», изучая биологию насекомых-вредителей огорода, сада и леса, проверяли рациональность рекомендованных способов борьбы с ними.
Свою исследовательскую работу по изучению состава и численности птиц Сокольнической рощи, по выяснению причин их изменения юннаты-орнитологи связывали с задачей борьбы с насекомыми-вредителями путем организации охраны и привлечения полезных птиц. Кружок птицеводов отобрал большое стадо русских «беспородных» кур с хорошей яйценоскостью и работал над выведением новой продуктивной породы. Звероводы ставили опыты по разведению в неволе ценных пушных зверей. В кружке метеофенологов проводились наблюдения за погодой и сезонными явлениями в природе с целью установления фенологических индикаторов для сельскохозяйственных работ.
В 1919 году юные натуралисты Биостанции начали проводить общественную работу по организации кружков при школах. Юннаты Биостанции проводили большую общественную работу среди учащихся школ и населения. В близлежащих деревнях они пропагандировали результаты своих исследований и опытов, помогали внедрению их в практику (борьба с насекомыми-вредителями сельскохозяйственных культур и здоровья человека, повышение продуктивности домашней птицы). В 1923 году, к пятилетию со дня основания БЮН, было 25 кружков.
Кружки юннатов были связаны с научно-исследовательскими учреждениями. По результатам исследований делались сообщения на совещаниях ученых: на Московском областном совещании по борьбе с вредителями, на I и III всероссийских съездах зоологов, на краеведческом совещании, в Обществе акклиматизации растений и животных, на III Всесоюзном съезде ботаников и др.
С целью обмена опытом в течение 1921-1923 гг. в Москве было проведено шесть конференций юннатских кружков, оказавших положительное влияние на развитие юннатского движения.
Как писал в своем отчете Б.В. Всесвятский, «…отдельные кружки при благоприятных условиях превращаются в маленькие станции, распространяя свое влияние на окрестные школы. Судьба этих маленьких биостанций различна: в одних случаях они глохнут благодаря недостаточности материальной базы, в других – развиваются в учреждения .».
По примеру Биостанции, в 1920-1923 гг. возникают станции юных натуралистов в Малаховке, Орехово-Зуеве, Реутове, Яхроме и в других подмосковных городах и поселках. В 1923 году одновременно возникают крупные объединения кружков юннатов при Зоопарке в Москве и Педагогической биостанции (Биосад) в Ленинграде.
Помимо роли центра, помогавшего организовать юннатскую работу на местах, Биостанция выполняла роль методического центра, занимавшегося подготовкой педагогов для работы с юннатами в кружках. Такая подготовка проводилась через экскурсии, практические занятия, курсы, конференции, методические собрания.
В пропаганде идей Биостанции и в развитии юннатского движения большую роль сыграла экскурсионная работа. В экскурсиях на природу и сельскохозяйственные базы станции участвовали и школьники, и взрослые: учителя, студенты, рабочие.
Статьи по теме:
Текущая подготовка к занятиям
Подготовка к проведению темы из программы производственного обучения в себя включает: 1. Постановку целей изучения темы, точнее корректировку целей, сформулированных в ПТП. Эти цели мастер формулирует до встречи с группой, опираясь на усредненные представления об учащихся. ПТП определяет учебно-про ...
История
происхождения городецкой росписи
Село Городец было основано еще в XVI веке. Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень: женщины пряли нитки, изготовляли холсты. В нижегородском крае пряли не с прялки, а с гребня. Вместо лопасти прялки вставляли в донце гребень, а на его зубья надевали кудель. Поверхность донца давала х ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с
нарушениями слуха
Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших. Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве — до овладения речью. Если глухих детей не обу ...