Из истории юннатского движения в России

Страница 6

Экскурсии на природу, походы и экспедиции проводились как по родному краю, так и в различных регионах страны (Подмосковье, Волховстрой, Ленинград, Аскания-Нова, Мичуринск, Казахстан, Средняя Азия, Белое море, Кавказ, Черное море, Западные Саяны, Байкал, Карелия).

По заданию И.В. Мичурина была организована экспедиция пионеров и школьников на Алтай. Собранные во время экспедиции растения были переданы И.В. Мичурину. Он высоко оценил результаты работы юных натуралистов. Иван Владимирович писал:

«Дети смогли в течение двух месяцев в 500-километровой зоне найти 13 разновидностей лука, 20 разновидностей крыжовника, 27 – красной смородины, 20 – черной смородины, 9 разновидностей малины, 2 разновидности совершенно сладкой черемухи, ежевику, моховку, много чрезвычайно интересных декоративных растений. Это сделала горсточка детей».

И.В. Мичурин передал юннатам-садоводам саженцы выведенных им сортов плодово-ягодных культур: вишни (Краса Севера и Полевка), рябины (Мичуринская десертная), крыжовника (Черный негус, актинидии) и др. Юные садоводы развернули работу по испытанию мичуринских сортов в условиях Московской области.

Развитию юннатского движения способствовал журнал «Листки Биостанции юных натуралистов имени К.А. Тимирязева», издававшийся с 1924 года по 1930 год с тиражом 2 тысячи экземпляров. Журнал стал настольной книгой учителей. В нем отражались полемические споры о направлениях преподавания биологической науки в школе, о работе кружков юных натуралистов, вопросы частных методик, фенологические и метеорологические наблюдения и многое другое.

В настоящее время «Листки Биостанции .» – библиографическая редкость. В библиотеке Центральной станции юных натуралистов и экологов бережно хранится подшивка этого журнала. В 1997 году ЦСЮН решила возродить эту хорошую традицию и после 67-летнего перерыва стала издавать информационно-методический эколого-биологический журнал, но уже под другим названием – «Юннатский вестник». В журнале, имеющем рубрики «ЮВ – документ», «Из истории юннатского движения», «Методическая работа», «Экспедиции. Школы. Конкурсы», «ЮНЭК-клуб», «Вести с мест», публикуются нормативно-правовые документы Минобразования России, локальные акты ЦСЮН, методические материалы, необходимые для работников учреждений дополнительного образования эколого-биологической направленности, интересная информация для обучающихся, отчеты о проведенных всероссийских массовых мероприятиях и др.

Наверное, у каждого из нас возникал вопрос: почему появилось и до сих пор используется в практике названий учреждений дополнительного образования слово «станция» и какой в этом смысл? Каким было то далекое начало, что по истечении более восьми десятков лет развития этой системы, мы еще и еще раз убеждаемся в правильности задуманного теми, кто стоял у истоков ее формирования?

Изначально сформулированная воспитательная цель данных учреждений была направлена на формирование личности, «сочетающей деятельную любовь к живой природе и стремление к ее познанию».

Поэтому природосообразность личности ребенка являлась основным принципом при определении содержания образовательной деятельности Станции и форм ее реализации. Исследовательский метод избран был ведущим во всем образовательном пространстве этого детского учреждения.

Ближайшие цели и задачи Станции, по словам Б. В. Всесвятского, конкретно представлялись следующим образом:

«…Станция должна была взять на себя руководство естественноисторическими экскурсиями по Сокольнической роще и Погонно-Лосиному Острову для школьников, учителей народных школ, а также клубов подростков, рабочей молодежи и организаций взрослых рабочих, снабжение их экскурсионным снаряжением, организацию разбора собранного материала и, наконец, должна служить местом остановки (отсюда и название «станция»), отдыха и питания экскурсантов…» [цит. по: 4].

Местоположение Станции было выбрано в соответствии с ее ближайшими и основными целями, с учетом разнообразия природных объектов (пруды с богатой и разнообразной фауной, очень удобные для подхода экскурсий, и река со старицами и болотцами, огромное поле, как возделываемые так и нетронутые огороды, пустыри и огромнейший лесной массив, заповедная зоосфера Погонно-Лосиного Острова} и близости расположения населенных пунктов (деревня Ростокино и село Алексеевское).

Наряду с основной целью Станции выступал ряд задач, связанных с оказанием ею помощи школе в работе по изготовлению наглядных пособий по природоведению – в определении и классификации материалов, собранных во время экскурсий в природу, обеспечении техническими указаниями по их изготовлению. Также Станция могла помочь новой школе, инструктируя учителей по животноводству, содержанию аквариумов, одновременно обеспечивая живым материалом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Статьи по теме:

Нормирование учебно-производственных работ
Норма – это количество времени, затраченное на изготовление единицы законченной продукции. Рабочая норма применяется на производстве. Ученическая – в училищах или на предприятии при подготовки новых рабочих кадров. Ученическая норма больше рабочей. Рабочая норма имеет постоянное значение, ученическ ...

Сказка как один из приемов формирования грамматических навыков
Уже не однократно мы говорили о том, что для того чтобы состоялось адекватное осознание учеником конкретного грамматического явления, учитель стремится как можно полнее и точнее раскрыть значение новой грамматической конструкции, обратить внимание на ее особенности и формы, продемонстрировать употр ...

Цели развития индивидуальности
И. Кант сформулировал положение, выражающее сущность гуманизма: человек может быть для другого только целью, но не средством. Поэтому посмотрим на ребенка не как на средство укрепления нашего государства (вспомним наши штампы: подготовка к жизни на благо общества, подготовка к защите Родины и т.п.) ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru